САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Минское подполье: подлинная история

«Нерв» большинства советских публикаций о минском сопротивлении - «руководящая роль партии». Однако в реальности оно создавалось стихийно и было подлинно народным

26 октября 1941 года. Первая публичная казнь в Минске: Кирилл Трус, Маша Брускина и Владлен Щербацевич в окружении своих палачей. Фото: waralbum.ru

МИЗЕРНЫЕ ШАНСЫ ВЫЖИТЬ

Героическая борьба минчан в годы Великой Отечественной описана в книгах, немало снято документальных и художественных фильмов. С одной стороны, коммунисты первыми начали борьбу против оккупантов, однако при этом партийное и советское руководство республики покинуло столицу на четвертый день войны, когда на подступах к Минску шли ожесточенные бои. Организованной эвакуации не было.

Будущие руководители подполья пришли в Минск разными путями. Инженер-интендант 2-го ранга Иван Рогов - после того как его часть была разбита на подступах к городу. Партийный работник Иван Ковалев по указанию секретаря ЦК КП(б)Б вернулся в Заславль, где он работал до войны, чтобы создать там подпольную организацию. Инженер-нефтяник Исай Казинец эвакуировался из Белостока, но сумел добраться только до Минска. Эта тройка вместе с соратниками сыграла главную роль в создании боевой городской подпольной ячейки. Ее больше года безуспешно пытались ликвидировать гитлеровские контрразведчики.

Крупных организаций было три. Первым появился Военный Совет партизанского движения (ВСПД), а не Минский подпольный горком, как пишут учебниках. Целью Ивана Рогова и его товарищей по оружию стало создание в окрестных лесах сети партизанских отрядов. К ноябрю 1941-го ВСПД насчитывал уже не менее трехсот человек и объединил усилия с Минским горкомом. Тогда же через Исая Казинца была установлена связь с подпольной организацией в гетто.

Общими усилиями к весне 1942 года минским подпольщикам удалось одеть, обуть и вооружить не менее 20 групп народных мстителей. Часть из них возглавили офицеры Владимир Ничипорович, Николай Никитин, Борис Лунин, Семен Ганзенко и другие. Они прекрасно понимали, что идут на борьбу с превосходящим по силам врагом. Мизерные шансы выжить.

ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ

Так и случилось. Почти все погибли. А после окончания войны их судьбы стали «фигурой умолчания». Сначала потому что Победу «писали» выжившие, получившие власть. Они стали «наследниками» подвигов. И долгие годы возвращение правды и разрушение мифов трактовалось как «покушение на святое».

Фашисты дискредитировали руководство Минского подполья. И полтора десятилетия после войны оно считалось «подставным центром, созданным гестапо», чтобы выявлять патриотов. Навета избежал только Исай Казинец. Его фашисты арестовали в марте 1942-го и казнили вместе с другими подпольщиками 7 мая в Александровском сквере. В 1965 году ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В ноябре 1942 года произошел второй крупный провал. Те, кому удалось избежать ареста, ушли в лес, некоторые были переправлены на «Большую землю». Все они твердили, что подполье предал Ковалев... Лишь в конце 90-х годов специальная комиссия ЦК КПБ проверила факты и установила, что Ковалев не был провокатором. А с Ивана Рогова 
и до сих пор не снято клеймо предателя.

Печальна судьба и некоторых партизанских командиров первого часа, которые были связаны с Минским горкомом и ВСПД. Полковника Ничипоровича в 1943 году отозвали в Москву. Повысили, наградили орденом Ленина. А потом, по навету «боевых товарищей», арестовали. Не помогло и заступничество Жукова. Умер Владимир Иванович за несколько месяцев до Победы в тюрьме.

Командир Николай Никитин осенью 1942 года получил радиограмму вывести бригаду за линию фронта. Выполнил приказ и был арестован: де, «самовольно ушел с оккупированной территории». Получил 15 лет лагерей. Умер в Магадане в 1957 году. В день, когда ему сообщили, что он реабилитирован...

«ЦЕНТР» РАЗОБЛАЧЕН

Осенью 1942 года начальник Центрального штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко разослал всем отрядам и бригадам по радиосвязи директиву: «немецкая разведка в Минске организовала подставной центр партизанского движения с целью выявления партизанских отрядов, засылки в них от имени этого центра предателей, провокационных директив и ликвидации отрядов». И далее, мол, этот «центр» разоблачен. Пономаренко приказывал «в целях предотвращения проникновения в отряды вражеской агентуры партизанским отрядам с представителями каких бы то ни было организаций из Минска в связи не вступать и никаких данных о дислокации, численности, вооружении и действиях отрядов не давать, подозрительных задерживать».

И задерживали. В бригаде имени Фрунзе за «связь с Минским ложным комитетом» расстреляли 17-летнюю связную подполья Нину Одинцову, а командир бригады «Штурмовая» по надуманному обвинению поставил к стенке группу разведчиков Разведуправления РККА Сергея Вишневского. Восемь человек.

Репрессии в отношении минских подпольщиков продолжились и после войны. Энкавэдэшники арестовали около 200 участников сопротивления. Большинство из них получили реальные сроки. Почти все отсидели «от звонка до звонка». И только в 1959 году ЦК КПБ признало Минское подполье. Кого-то даже удостоили медалей...

ГЕТТО


Бой на Замковой

Как боролись за свою жизнь обреченные узники.

Каждому в гетто полагалось всего по полтора квадратных метра. Но в реальности всех ждала безымянная братская могила. До сих пор нет точной цифры, сколько человек оккупанты согнали за колючую проволоку, огородившую несколько минских улиц в районе Раковской слободы и Немиги. Историки указывают - 80 - 100 тысяч человек. Выжили от 5 до 15 тысяч.
Гетто сражалось. В августе 1941-го появились подпольные группы. В октябре-ноябре - единый центр, налажена связь с городом и первыми партизанскими отрядами в окрестностях. Бойцы гетто заготавливали теплую одежду, медикаменты, оружие, чтобы уйти в лес. Первая команда смогла вырваться уже в декабре - в отряд Сергеева. Тот зимой 1942 года объединился с отрядом Покровского и стал называться 208-м партизанским полком под командованием Ничипоровича.

Побег из-за колючей проволоки - почти боевая операция. Один эпизод - «Бой на Замковой». 17 апреля 1942 года 12 человек во главе с комсомольцем Валиком Жительзейфом готовились уйти к партизанам. Как позже вспоминал один из организаторов подполья Наум Фельдман, у них было две винтовки, два ящика патронов, ящик гранат, радиоприемник и две пишущие машинки. Решили переночевать в полуразрушенном двухэтажном доме на Замковой улице. 

В нем была оборудована «малина» - укрытие. В схрон на второй этаж можно было подняться по лестнице. После чего лестницу поднимали. Неожиданно ближе к полуночи дом окружили немцы. Кто-то сдал… Бой закончился, когда полицаи подожгли дом. Выжил только проводник Зямка. Израненного и обгоревшего, его подобрали неподалеку люди Фельдмана. Выходили в геттовской больнице и снова отправили в партизанский отряд. Но по дороге он погиб. Фамилия его неизвестна.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также