«Мне хотелось, чтобы Солдат смотрел на людей, как бы вопрошая: чем закончилась эта война?»
В основу Ржевского мемориала ляжет проект молодого белгородского скульптор Андрея Коробцова. Корреспондент «СВ» побеседовал с победителем
На фото: проект скульптора Андрея Коробцова (г. Белгород), занявший первое место
Результаты союзного конкурса объявили в Российском военно-историческом обществе накануне 9 мая. Три лучших проекта выбирали из 19 работ, авторами которых стали скульпторы из Москвы, Брянска, Иркутска, Новосибирска, Талдома, а также из Беларуси.
ЧТОБЫ ДЕТИ СПРОСИЛИ: «ЧТО ТАМ БЫЛО?»
Авторитетное жюри из Владимира Мединского, министра культуры России, Григория Рапоты, Госсекретаря Союзного государства, Михаила Швыдкого, специального представителя Президента России по международному культурному сотрудничеству, - для подведения итогов собралось во второй раз. На первой встрече в начале года участники оргкомитета сошлись в одном, что в представленных скульптурах (а тогда их 13) «не хватает души». Конкурс продлили до весны.
- В боях подо Ржевом Красная Армия потеряла более 400 тысяч человек, а с санитарными потерями - более миллиона. Ржевский мемориал – это наш вклад в увековечивание памяти павших воинов. В последнее время мы все чаще сталкиваемся со спекуляциями, ложью вокруг подвига наших предков. И череда сражений на Ржевско-Вяземском выступе занимает здесь особое место. Потому что именно в отношении Ржевской операции сконцентрировано большое количество фальсификаций истории. Наша задача – привлечь общественное внимание к изучению истории этого периода Великой Отечественной войны, - напомнил всем собравшимся Владимир Мединский, министр культуры России. – Мы бы хотели, чтобы посмотрев этот мемориал, дети спросили своих родителей: «Что там было?» И сами стремились узнать, ради чего наша страна потерпела такие огромные жертвы. Зачем, собственно, нужно было стремиться всеми силами, невзирая ни на какие потери, ликвидировать этот Ржевский выступ.
Само подведение итогов проходило в закрытом режиме. Для объективности голосования все скульптурные композиции были анонимными, озвучивали лишь технические номера. Результаты объявил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Так третье место заняла фигура воина-победителя под техническим номером №197808, которую выполнил брянский скульптор Михаил Переяславец из Студии военных художников имени М.В. Грекова. Второе место присудили проекту № 194145: раненый солдат, у которого плащ-палатка превращается в крылья. Автором проекта стал известный российский скульптур Андрей Ковальчук, Председатель Союза художников России. Первое место занял белгородский скульптор Андрей Коробцов с техническим проектом № 001001. Проект молодого монументалиста отличался от всех остальных работ своей нестандартностью и поэтичностью. Растворяющийся в небе, парящий на крыльях журавлей солдат. Все члены жюри сошлись во мнении, что выбранные работы отражают идею «бессмертия духовного подвига».
Слева направо: Второе место присудили проекту № 194145, автор которого - известный российский скульптор Андрей Ковальчук, Председатель Союза художников России. Третье место занял проект №197808 - брянский скульптор Михаил Переяславец из Студии военных художников имени М.В. Грекова.
Памятник, занявший первое место, будет доработан и установлен у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области в 2020 году к 75-летию Великой Победы. Место неслучайное – мемориал будет виден всем проезжающим по федеральной трассе М9 «Москва-Рига».
– Это памятник жертвенности Солдату, который ценой свой жизни остановил немецко-фашистские войска. В этом великий смысл его подвига. Потери Красной Армии были огромные, это люди разных национальностей. Из числа пропавших без вести подо Ржевом многие погибли – и долгие годы не было известно где их могилы. Каждый год в Тверской области проходят поисковые экспедиции и захоронения останков солдат. В прошлом году из захороненных 1067 красноармейцев было идентифицировано десятка полтора. Долг нашего поколения – вернуть солдат из безвестия и напомнить об их жертвенном подвиге, - уверен Григорий Рапота.
Министр культуры РФ Владимир Мединский и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота во время обсуждения проектов
ЖУРАВЛЬ – СИМВОЛ ПОГИБШЕГО СОЛДАТА
В конце апреля Андрею Коробцову, автору лучшего проекта, исполнилось 31, - но молодой скульптур уже успел заявить о себе. На его счету такие крупные проекты как памятник Ивану III, открытый в Калуге в прошлом году, памятник фронтовой собаке на Поклонной горе, памятник Столыпину в Москве. Серия работ скульптора посвящена его жене – прима-балерине Большого театра Евгении Образцовой.
– Андрей, как узнали о конкурсе?
– Я всегда мониторю сеть в поисках каких-либо интересных конкурсов. Однажды узнал про Ржевский мемориал. Тема героизма и патриотизма мне очень интересна еще со времен учебы в Академии Живописи ваяния и зодчества имени Глазунова. Для меня всегда загадка, в какой момент человек решается на героический подвиг и жертву. Ведь это противоестественно человеческой природе. В этом сесть что-то магическое. Заинтересовался темой, решил поучаствовать. Архитектор Константин Фомин, с которым работаем в творческом тандеме, поддержал меня. Так и взялись за дело.
– Ваш проект появился уже во втором этапе…
– В первом этапе мы также участвовали. Проект солдата с поднятым знаменем. Но жюри тогда не выбрало победителя, попросило добавить души. Мы с Константином проанализировали свои ошибки и решили попробовать еще раз. Причем сделать абсолютно новую работу.
– Как родилась идея такой нестандартной скульптуры?
– Честно говоря, не знаю. Обычно это бывает внезапно, осеняет, и ты понимаешь, что проект должен быть таким, а никаким другим. В основном, мы ориентировались на стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Им вдохновлялись. Повествование идет от имени погибшего солдата, его духа, так сказать. Стихотворение потрясающее, оно трогает за душу. Поэтому мы хотели сделать так, чтобы композиция отражала его суть и настроение. Чтобы солдат был не просто каким-то истуканом, но чтобы он смотрел на людей как бы вопрошая: чем закончилась это битва, чем закончилась эта война.
– Что было самое сложное при работе над проектом?
– Эта скульптура – это собирательный образ обычного рядового солдата, которых погибло подо Ржевом сотни тысяч. Самое сложное было – это как раз работа над лицом солдата. Хотелось предать ему простые и красивые русские черты. Надеюсь, мне это удалось. В основании шинели журавли. Так повелось со Великой Отечественной войны, что журавль – символ погибшего солдата.
– Сколько времени ушло на все это?
– Над проектом работали долго. Было очень сложно его придумать, придать ему смысл. А лепка и проектировка здания музея заняла около полутора месяца. Всегда такие проекты должны делаться в тандеме с архитекторами, потому что скульптор не всегда может рассчитать, каким должен быть фундамент здания, его пропорции, как мемориал впишется в окружающую среду.
– Здание музея тоже символическое?
– Да, во-первых, четыре ржевских направления. Сквозные стены музея символизируют собой город Ржев, который был разрушен до основания. Но нам не хотелось делать просто руины, поэтому что получилась бы антиформа. Много негатива. Мы хотели как-то облагородить и сделать здание символичным, но современным.