САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также