САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  2. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  3. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  4. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  5. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси
  6. Лукашенко заявил, что достижение мира на Украине упирается в ее руководство
  7. ЦИК Беларуси: Ольга Чемоданова решила выдвинуться в президенты страны
  8. Набиуллина объяснила, почему ЦБ повышает ключевую ставку
  9. Швейцария присоединилась к ряду санкций Евросоюза против Беларуси
  10. Лукашенко: США, несмотря на свой потенциал, оказались неспособны быть глобальной опорой для всего мира
  11. Госдума направила в Генпрокуратуру материалы о попытках дискредитации казанского саммита БРИКС
  12. Лавров примет участие в конференции по евразийской безопасности в Минске
  13. Вячеслав Володин обсудил с Председателем госсовета Татарстана социально-экономическое развитие региона
  14. Александр Лукашенко поздравил с 90-летием народного артиста Беларуси Тадеуша Кокштыса
  15. В Беларуси стартовала II Минская международная конференция по евразийской безопасности

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


Отдайте нам Чубайса!

Валерий Чумаков

Начать процедуру экстрадиции бывшего главы РАО «ЕЭС России» призвал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также