16 Апреля 2018 года / Текст:  Ольга Саруханова, Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 15  (778)

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Ехали соседи на велосипеде

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

Комментарии

Виктор Студенцов
Виктор Студенцов, 16 Апреля 2018

Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть.
И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).
Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть. И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).



Другие статьи раздела

Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Возвышенность - среднерусская, партнерство - российско-белорусское

Калужская область - один из драйверов регионального партнерства. В регионе создан благоприятный климат для компаний из республики. Яркий пример - строительство

Мэр Могилева Владимир Цумарев: На Форуме регионов прокатим на электробусах и подарим именные деревья

Белорусский областной центр на несколько дней распрощался с размеренной жизнью. Он стал столицей V Форума регионов Беларуси и России, на который съехались десятки делегаций. Ждут здесь также Александра Лукашенко и Владимира Путина

День учителя: Рыцари нелегкого и благородного труда

В России и Беларуси 5 октября празднуют Всемирный день педагога.

Хипстеры в Октябре

Зачем молодые люди с детьми перебрались жить из города в заброшенную деревню под Гомелем?

Осень с патриархом

В Минске под председательством главы Русской православной церкви пройдет заседание Священного Синода

Читайте также

Экономика: интеграция

«Приехали за важными решениями и рекордными инвестициями»

V Форум регионов стартовал в Могилеве. В городе на Днепре ждут подписания контрактов на рекордные полмиллиарда долларов

Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Трибуна депутата

Ориентир для Союзного государства

Сергей Калашников, Председатель Комиссии ПС по экономической политике о сотрудничестве регионов России и Беларуси

Союзное государство

Играй, гармонизация!

Депутаты Парламетского Собрания обсудили, что делать с программой по защите населения после Чернобыльской катастрофы и как строить вместе новую экологическую политику Союзного государства

Политика

В Могилеве прошло пленарное заседание Форума регионов

Участие в нем приняли президенты России и Беларуси



Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Общество

Возвышенность - среднерусская, партнерство - российско-белорусское

Калужская область - один из драйверов регионального партнерства. В регионе создан благоприятный климат для компаний из республики. Яркий пример - строительство

Культура

Настоящий РОМАНтик

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года

Туризм

Белорусская родина в центре Сибири

Жители деревни Тургеневка встречают туристов, изучают родную речь и празднуют Купалье и Дожинки

Политика

В Могилеве прошло пленарное заседание Форума регионов

Участие в нем приняли президенты России и Беларуси

Экономика: интеграция

«Приехали за важными решениями и рекордными инвестициями»

V Форум регионов стартовал в Могилеве. В городе на Днепре ждут подписания контрактов на рекордные полмиллиарда долларов

Политика

Александр Лукашенко: Кроме России, рассчитывать не на кого

Президент Беларуси ознакомился с возможностями отечественной военной техники на учебном полигоне ВВС и войск ПВО

Политика

Владимир Путин: Лучший энергетик - общение с людьми

Президент России пообещал продлить программу развития села и рассказал о прибавке пенсий

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Наши отношения в тяжелые времена спасли именно регионы

Президенты традиционно посещают форумы регионов России и Беларуси, где обсуждают приоритетные направления и проблемные точки союзной интеграции