16 Апреля 2018 года / Текст:  Ольга Саруханова, Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 15  (778)

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Ехали соседи на велосипеде

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

Комментарии

Виктор Студенцов
Виктор Студенцов, 16 Апреля 2018

Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть.
И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).
Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть. И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).



Другие статьи раздела

Общество

«Хрумстики» да шлюбу доведут

В России и Беларуси подвели итоги конкурсов лучших товаров. В Синеокой в число самых-самых вошли «Брест-Литовские» сыры и карьерный самосвал «БЕЛАЗ». А в РФ - авиационные двигатели от «Пермских моторов» и вологодский пломбир в вафельном стаканчике

И уносят меня три белых коня

В Давид-Городке с размахом отгремел карнавал «Коники». Больше ста лет назад эту традицию заложили русские солдаты

Свята доброй бульбы и веселого агурка

Выходцы из Синеокой стали обживать самый западный регион России сразу после войны в середине 1940-х. И с тех пор остаются одной из крупнейших этнических групп. И если разобраться, во многом благодаря им Калининград сейчас именно такой, какой есть

Вспоминайте иногда вашего студента

В Полоцком госуниверситете чтут историю, но думают и о будущем учебного заведения, надеясь на более тесные контакты с Россией

И земля задрожала…

За судьбой десятимесячного Ванечки Фокина следили и в России, и в Беларуси. Малыш вместе со своей мамой жил в Магнитогорске. Ранним утром 31 декабря их дом содрогнулся: взорвался бытовой газ, в один миг подъезд рухнул - 39 человек погибли под завалами, около ста лишились крова. 1 января из-под обломков извлекли Ваню: больше суток он ждал своего спасения

Мэр здорового человека

Новый глава Якутска Сардана Авксентьева быстро успела стать одним из самых известных руководителей России. Корреспондент «СВ» побывал в столице Республики Саха, чтобы понять - это новый вид руководителя, ратующего за народ или, как некоторые говорят, сумасбродка?

Читайте также

Культура

Скульптор Салават Щербаков: Князя Владимира поставили на «никсоновском газончике»

Он создал памятники великим конструкторам Сергею Королеву и Михаилу Калашникову, «Прощание славянки». Нередко работы критикуют. Отчего это происходит, о дружбе с президентом и о том, как гнал лошадь по белорусским лугам, известный скульптор, народный художник рассказал «СВ»

Союзное государство

Председатель Парламентского Собрания Вячеслав Володин: Отвечаем за две страны

Депутаты одобрили бюджет Союзного государства и предложили усилить контроль за выполнением задач, поставленных президентами

Туризм

Пять причин поехать в Дербент

Легендарный город на юге Дагестана - второй (после Керчи) древнейший в России. Официально ему в этом году «стукнет» 1581 год. Но первые поселения там появились шесть тысячелетий назад!

Трибуна депутата

Сергей Рахманов: руководить должен интеллект, а не бюрократы

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики уверен, что в Союзном государстве нужно активно вместе развивать высокие технологии, создавать комплексные кластеры и значительно повысить статус экспертов

Экономика: интеграция

Выстрел в девяточку

Наш покупатель почти привык внимательно читать этикетки. На них и литр оказывается не литром, и килограмм теряет в весе. Но новость о том, что яйца теперь будут продавать по девять штук в упаковке вместо десяти, все равно выбила из колеи

Политика

Владимир Путин: «С-400» - хорошая, а «Россия» - еще лучше

Президент России опробовал сделанные предпринимателями клюшки с «военными» названиями и призвал тиражировать лучшие инициативы из регионов на всю страну



Спорт

Железного коня на скаку починит и «Дакар» пройдет!

Россиянка Анастасия Нифонтова стала первой в мире женщиной, кто финишировал в знаменитом ралли-рейде на мотоцикле в самой сложной категории - без техподдержки.

Экономика: интеграция

Выстрел в девяточку

Наш покупатель почти привык внимательно читать этикетки. На них и литр оказывается не литром, и килограмм теряет в весе. Но новость о том, что яйца теперь будут продавать по девять штук в упаковке вместо десяти, все равно выбила из колеи

Политика

Владимир Путин: «С-400» - хорошая, а «Россия» - еще лучше

Президент России опробовал сделанные предпринимателями клюшки с «военными» названиями и призвал тиражировать лучшие инициативы из регионов на всю страну

Политика

Александр Лукашенко: Нас будут «пробовать на зуб»

Президент Беларуси предупредил о том, что страну «подвергнут серьезной ревизии»

Трибуна депутата

Сергей Рахманов: руководить должен интеллект, а не бюрократы

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики уверен, что в Союзном государстве нужно активно вместе развивать высокие технологии, создавать комплексные кластеры и значительно повысить статус экспертов

Экономика: интеграция

Ложка меда в бочке нефти

Столь необходимый финансовой системе России, которая находится под гнетом западных санкций, налоговый маневр в нефтяной сфере подталкивает власти Беларуси к поиску альтернативных вариантов экспорта этого углеводорода

Общество

«Хрумстики» да шлюбу доведут

В России и Беларуси подвели итоги конкурсов лучших товаров. В Синеокой в число самых-самых вошли «Брест-Литовские» сыры и карьерный самосвал «БЕЛАЗ». А в РФ - авиационные двигатели от «Пермских моторов» и вологодский пломбир в вафельном стаканчике

Политика

«Манифест» за один присест

Обмен подарками - одна из составляющих официального протокола высоких встреч. Дарят разное: дорогие часы, породистых жеребцов, редких пород щенков

Общество

И уносят меня три белых коня

В Давид-Городке с размахом отгремел карнавал «Коники». Больше ста лет назад эту традицию заложили русские солдаты

Культура

Скульптор Салават Щербаков: Князя Владимира поставили на «никсоновском газончике»

Он создал памятники великим конструкторам Сергею Королеву и Михаилу Калашникову, «Прощание славянки». Нередко работы критикуют. Отчего это происходит, о дружбе с президентом и о том, как гнал лошадь по белорусским лугам, известный скульптор, народный художник рассказал «СВ»