16 Апреля 2018 года / Текст:  Ольга Саруханова, Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 15  (778)

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Ехали соседи на велосипеде

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

Комментарии

Виктор Студенцов
Виктор Студенцов, 16 Апреля 2018

Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть.
И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).
Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть. И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).



Другие статьи раздела

Общество

Цветы для Репина и Бирули

Во время фестиваля «Славянский базар» в День Союзного государства музею «Здравнево» передали уникальные фотографии

Общество

Одиннадцать друзей не брошены

В День Cоюзного государства на «Славянском базаре» у депутатов ПС было одно очень важное дело. Они отправились в Городок, чтобы передать подарки самым многодетным «родителям» и их детям

Общество

Интернет подождет, когда есть чибис и удод

На неделю Березинский заповедник превратился в исследовательскую лабораторию юннатов из Беларуси и России

Общество

Семьдесят лет под мостом пролежала взрывчатка

Во время ремонта моста под Оршей, по которому каждый день проезжали десятки пассажирских поездов на Москву, Петербург и Могилев, нашли 60 кг боевой взрывчатки времен ВОВ

Общество

Средняя температура по больнице

В Беларуси поступательно развивается медицинский туризм, причем ориентированный в основном на россиян. Хотя платят они за услуги до сих пор как иностранцы

Читайте также

Экономика: интеграция

Графен Монте-Кристо

Чем Россия и Беларусь удивили на Международной промышленной выставке «Иннопром-2018» в Екатеринбурге

Трибуна депутата

Сергей Калашников: Матрешка как единый организм работать не может

Согласованная работа в области защиты прав потребителей и конкуренции - приоритетное направление развития Союзного государства до 2022 года. Как этого добиться, знает председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике

Культура

Прима-балерина Большого театра Евгения Образцова: Ноги - рабочий инструмент. Ходить на них нельзя.

Известная артистка рассказала «СВ», как согласилась выйти замуж на сцене Большого театра, легко решилась на рождение двух дочерей и в каком фильме сыграет главную роль

Политика

ЧеМ болеют президенты

Александр Лукашенко прилетел на финал чемпионата мира по футболу по приглашению Владимира Путина. Вместе с президентами Франции, Хорватии и Молдовы и их супругами наши лидеры переживали за команды

Союзное государство

Курс молодого творца

В интервью «СВ» Председатель Молодежной палаты при Парламентском Собрании Елена Еракина рассказала, за что получила награду от МЧС, как разочаровалась в Париже и влюбилась в Минск



Культура

Прима-балерина Большого театра Евгения Образцова: Ноги - рабочий инструмент. Ходить на них нельзя.

Известная артистка рассказала «СВ», как согласилась выйти замуж на сцене Большого театра, легко решилась на рождение двух дочерей и в каком фильме сыграет главную роль

Культура

«Волчишка» собирается на Волгу

Лента белорусского мультипликатора Игоря Волчека отобрана для международного анимационного фестиваля «КРОК».

Политика

ЧеМ болеют президенты

Александр Лукашенко прилетел на финал чемпионата мира по футболу по приглашению Владимира Путина. Вместе с президентами Франции, Хорватии и Молдовы и их супругами наши лидеры переживали за команды

Общество

Цветы для Репина и Бирули

Во время фестиваля «Славянский базар» в День Союзного государства музею «Здравнево» передали уникальные фотографии

Общество

Одиннадцать друзей не брошены

В День Cоюзного государства на «Славянском базаре» у депутатов ПС было одно очень важное дело. Они отправились в Городок, чтобы передать подарки самым многодетным «родителям» и их детям

Экономика: интеграция

Графен Монте-Кристо

Чем Россия и Беларусь удивили на Международной промышленной выставке «Иннопром-2018» в Екатеринбурге

Экономика: интеграция

«Дам подоить корову и выкопать картошку. Недорого!»

Как в наших деревнях развивается отдых с приставкой «эко», и что это может дать Союзному государству

Общество

Интернет подождет, когда есть чибис и удод

На неделю Березинский заповедник превратился в исследовательскую лабораторию юннатов из Беларуси и России

Общество

Семьдесят лет под мостом пролежала взрывчатка

Во время ремонта моста под Оршей, по которому каждый день проезжали десятки пассажирских поездов на Москву, Петербург и Могилев, нашли 60 кг боевой взрывчатки времен ВОВ