Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


«На орбите становится тесно, как на Тверской»

Как в Союзном государстве разрабатывают новые технологии для дальнейшего покорения Вселенной, рассказал директор Департамента стратегического планирования и организации космической деятельности Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Макаров

Спутник дистанционного зондирования Земли "БелКА-2" уже несколько лет успешно работает на орбите. Фото: БЕЛТА

ЧТЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ

- Юрий Николаевич, что-то новое появится на орбите в результате российско-белорусской кооперации?

- Завершили седьмую программу Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ»). Сейчас проводим приемку работ, готовим отчет. Научно-технические результаты - очень весомые. Тринадцать патентов уже оформили, остальные в процессе. Изготовили 34 экспериментальных образца космической техники. В основном это различные приборы и комплектующие космических аппаратов. Также создали элементы тепловой и метеоритной защиты для космических аппаратов. Плюс разработали 29 программно-аппаратных комплексов. А вообще, конечно, на орбите становится тесно. Она напоминает Тверскую. Если в шестидесятые годы по улице проезжало несколько машин, то сегодня уже тысячи. Так же и на околоземной орбите.

- Какой разработкой особенно гордитесь?

- Зеркальным объективом с разрешающей способностью на местности 25 метров.

- С его помощью уже можно газету из космоса читать?

- Ну, шрифт на странице вряд ли, а вот автомобильный номер или лицо человека вполне распознать можно. Дистанционное зондирование позволяет оценивать и большие территории. Мониторить паводковую обстановку, пожары, контролировать природные ресурсы, лесной фонд. Для этого создали гиперспектральную камеру на восемь диапазонов. К примеру, с помощью нее мы можем следить за созреванием урожая на наших полях, на основе данных принимать решение, добавить минеральных удобрений или нет. Это может удешевить продукцию в разы. Технология подходит и для поиска месторождений полезных ископаемых. Впрочем, вопрос обработки данных - это уже не к нам, а к тем, кто будет использовать эту информацию по назначению. Создание геоинформационных систем и геоплатформ в союзной программе не прописано, но было бы интересно охватить это направление в будущем.

СТАРАЯ ШКОЛА

- Сколько российских и белорусских предприятий работает над союзными космическими проектами?

- В последней программе - 35 предприятий. Можно сказать, что тут удалось сформировать единое научно-техническое пространство. Очень довольны сотрудничеством. У нас плотная связь с Национальной академией наук Беларуси. Вообще за последние лет двадцать в совместной деятельности успели поучаствовать больше шести десятков предприятий наших стран. Из них треть - белорусские. Все работают по разным направлениям, начиная от материалов, заканчивая микроспутниками. У нас за плечами одна общая школа, многие специалисты оканчивали одни и те же институты. Нет языковых проблем. Есть различия в некоторых законах, но этот вопрос решаем.

- Каким образом?

- Уже готова концепция программы «Интеграция СГ». Это гармонизация той нормативно-правовой базы, которая необходима для использования аппаратов дистанционного зондирования Земли и снятия с них данных. Все должно быть по единым стандартам. Эта программа крайне актуальна, поскольку приведение законов к единому знаменателю не предусмотрено ни в одной из национальных космических программ наших стран. Это надо сделать, тогда все пойдет быстрее. К примеру, сейчас стартует новая программа «Технология СГ». Уже прошли тяжелый этап заключения контрактов в соответствии с нормативно-правовой базой Союзного государства. Белорусы могут определять головного исполнителя программы своим решением, а в России по закону мы должны были провести тендеры. Но в итоге справились с этой задачей. Справимся и со всеми остальными. И снова будем первыми в космосе.