Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


И в вуз не дует!

Для абитуриентов из России и Беларуси нет границ для выбора университета - поступай и учись. Еще в 1995 году подписано соглашение о взаимном признании дипломов. Однако общее образовательное пространство подразумевает гораздо большее

С российским аттестатом уже сегодня можно поступать на бюджет в белорусские университеты. Ровно как и наоборот. Только придется сдавать местные выпускные экзамены - ЦТ и ЕГЭ. Фото: Марина Волосевич

ГАРМОНИЗИРУЙ ЭТО

- Сейчас главная задача - получение одинакового качественного образования и возможность свободного трудоустройства в Союзном государстве, - говорит член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Александр Сегодник. - Начать надо с единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России и централизованного тестирования (ЦТ) в Беларуси. Выпускные экзамены не идентичны по сути и содержанию. Пора вносить в них коррективы, чтобы исключить проблемы при поступлении в вузы у россиян и белорусов. Второй вопрос - синхронизация льгот. Результаты олимпиад двух стран и Союзного государства должны засчитываться.

С трудоустройством, по мнению депутата, тоже есть нюансы. Чтобы облегчить жизнь выпускникам, нужно создать образец единого диплома и общий классификатор профессий.

- У нас разные образовательные программы, учебники и требования к специалистам. Несостыковки все равно останутся: Россия и Беларусь - суверенные государства со своими особенностями и традициями. Так что стремиться к полной унификации не стоит. Должна остаться самобытность, которая будет работать только на пользу. Но убрать препятствия для молодых специалистов, привести к полному равенству в правах на образование и трудоустройство в наших странах мы обязаны.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Российско-белорусской дружбе в кузницах кадров уже не один десяток лет. Тесные взаимоотношения налажены по многим образовательным направлениям. По данным Министерства образования РБ, в 2017 году на вузы России пришлось больше всего международных контактов белорусских университетов - 26 процентов.

Взять для примера Белгос-университет: 120 соглашений с российскими партнерами, студенческий обмен - лекции, конференции, олимпиады, стажировки, обменные программы, совместные проекты… Больше 330 учащихся за год побывали в России на мероприятиях, 140 белорусов прошли практику по подготовке ядерщиков. В самом БГУ сейчас больше 120 студентов-россиян.

У Белорусского национального технического университета (БНТУ) заключены договоры о сотрудничестве с 38 российскими вузами: Санкт-Петербургским университетом имени Петра Великого, МГТУ имени Баумана, МЭИ, МАИ и другими.

- Наши студенты и аспиранты постоянно ездят в Россию на практику, обучение и повышение квалификации, - рассказал Георгий Вершина, первый проректор БНТУ. - Российские студенты поступают к нам, в том числе в магистратуру. Сейчас в БНТУ учится 201 российский студент.

По его словам Вершины, в Беларуси ощущается нехватка новых специальностей - но проблема решаема, если найти связи и возможности по открытию дополнительных направлений. Он приводит примеры:

- Началось строительство БелАЭС - нужно готовить специалистов. А у нас практику негде пройти. Поэтому отправляем студентов на базы российских АЭС. Или взять военно-промышленный комплекс. У России огромный опыт и наработки в этой области. Мы отправляем наших студентов в магистратуру в вузы РФ. Будем вместе с российскими партнерами готовить кадровый резерв в сфере вертолетостроения, накопительной энергии и кабельного производства. Мы готовим конкретных специалистов для крупнейших заказчиков - МАЗ, БелАЗ, Тракторный завод. Главное для нас - качество выпускников. Точки соприкосновения с российскими партнерами всегда найдем.

СТАНДАРТ СТАНДАРТУ РОЗНЬ

Большой проблемой остается перевод студентов из университетов одной страны в другую по той же специальности. Или взять магистратуру: в России она рассчитана на два года, в Беларуси - на один.

- В связи с переездом в Мос-кву я переводилась из БГУ в МГУ. В первый год учебы было очень нелегко - пришлось осваивать в полном объеме всю учебную программу курса и параллельно пересдать тридцать предметов академической разницы, - делится опытом Ольга Соколик, выпускница МГУ. - Хорошо, некоторые преподаватели шли навстречу, ставили «автомат», зная, что в БГУ программа тоже серьезная, многие дисциплины пересекаются. Но их приходится пересдавать, например, потому что не совпадает количество лекционных часов.

Благо, начали появляться учебные заведения, где можно получить на выбор образование белорусского или российского стандарта с соответствующим дипломом. Первая ласточка - Белорусско-Российский университет (БРУ) в Могилеве. Его уникальность в том, что студенты выбирают образовательную систему одной из двух стран и учатся по ней. В конце получают диплом белорусского или российского образца. «Плюс» БРУ и в том, что студенты могут получить специальности, которых нет в республике, причем за счет бюджета. Например, «Мехатроника и робототехника», «Инноватика» и другие.

- Россия раньше вступила в Болонский процесс, и образовательные программы лучше адаптированы под двухуровневую систему, - поясняет Александр Бужинский, заместитель начальника Центра по обеспечению качества образования БРУ. - Беларусь идет по этому пути сейчас. Пока специалитет с пятилетним обучением остается по многим направлениям. Сложность в том, что по европейским стандартам нужно сокращать сроки учебы даже по техническим специальностям. У нас к такому не готовы.

Еще один островок российского образования в Беларуси - Минский филиал РЭУ имени Плеханова. За 16 лет выпущено 1500 экономистов и управленцев. Таможенное дело, особенности законодательства - здесь студенты сразу изучают дисциплины под «углом зрения» обеих стран. Образовательный стандарт - российский. И лекторы приезжают сюда из других филиалов РЭУ. Есть возможность и для взрослых людей повысить квалификацию.

- Большинство студентов остаются в Беларуси, и им совершенно не мешает российский диплом для работы, - подчеркивает Николай Мальченко, директор Минского филиала РЭУ имени Плеханова.

Если бы наши учебные планы и программы совпадали, то образование было бы более мобильным, соглашаются эксперты.

- Например, студент закончил бакалавриат в Беларуси, а магистратуру в России, получил двойной диплом, который еще и признается за границей, - говорит Георгий Вершина. - Это пока неосуществимо. Но цель такая есть, будем к ней идти.

Из-за парты


Сергей Верещак, второкурсник Белорусско-Российского университета:

- Я окончил школу в Воронежской области. Сдал ЕГЭ, но решил отложить поступление в вуз, поработал в местном театре, сходил в армию. Вернулся, решил дальше учиться. Родственники в Могилеве посоветовали присмотреться к БРУ. Мне понравилось, что с российским гражданством я могу поступить на бесплатное отделение. По результатам ЕГЭ я прошел по конкурсу на Инженерно-экономический факультет по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов». Большой плюс, что диплом будет государственного стандарта РФ. В будущем планирую вернуться в Россию.

МНЕНИЕ


Будущее за сетевыми университетами

Научно-образовательные партнерства, исследовательские коллаборации, разнообразные учебные программы, виртуальная среда, дистанционные практики, академическая мобильность - все это дело ближайших лет. Такой подход поможет преодолеть шероховатости в образовательных отношениях двух стран, считает Вячеслав Молофеев, декан факультета доуниверситетского образования, секретарь Совета по качеству БГУ:

- Студенты смогут учиться в нескольких университетах России и Беларуси по семестрам, причем в отличие от европейской системы планы будут более качественными. Наши образовательные стандарты хорошо гармонизированы, и проблем возникнуть не должно. Пропасти в знаниях и уровне образования наших студентов и российских нет - база-то все равно одна. Студенческие обмены - постоянная практика. Форма сетевого университета легко трансформируется и в рамках Евразийского союза.