Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Сябры-горцы: «Сандыракъ» выучили и «Лявониху» не забыли

Одно из самых активных землячеств выходцев из Синеокой мы нашли в Кабардино-Балкарии. Корреспондент «СВ» узнал, как полешуков занесло в Приэльбрусье и как уминают драники с шашлыками у представителей движения «За единение - «Сябры» в Нальчике

Белорусы с удовольствием осваивают красивые кавказские танцы. Фото: stapico.ru

ДРАНИКИ С ШАШЛЫКАМИ

Сябр сябра видит издалека. Не очень в рифму, зато правда. Какой регион России ни возьми, везде белорусы стараются не упускать друг друга из вида, вместе хранят традиции, отмечают старинные праздники... Но, пожалуй, одна из самых необычных таких диаспор обосновалась на Кавказе.

- Куда меня жизнь только не заносила, но здесь понравился теплый климат и особенно симпатичные девчата-кабардиночки! А что еще молодому человеку нужно? Поэтому, отслужив срочную, я решил - остаюсь тут! - смеется руководитель движения «За единение - «Сябры» Павел Сидорук.

Позже решил - девчата девчатами, но и о родном доме, белорусских традициях и близких людях забывать не годится. Так пятнадцать лет назад в Кабардино-Балкарии появилось новое общественное объединение, связавшее тысячу белорусов, осевших на территории республики. Благодаря Сидоруку в 2002 году в республике открыли Центр белорусской культуры. Сначала люди здесь просто знакомились, потом решили, что этого уже недостаточно.

- Мы добились права от лица Александра Лукашенко и всего нашего народа вручать почетные медали местным ветеранам, которые участвовали в освобождении Беларуси. Увидев слезы в их глазах, понял, что наша работа нужна. Сейчас занимаемся не только помощью ветеранам и старикам. Стараемся знакомить местных жителей с нашей культурой, а во время общегородских праздников угощаем национальной кухней: полендвицей (вяленое мясо. - Ред.), картофельными колдунами с начинкой и фаршированными блинами и, конечно, драниками. Вместе с шашлыками народ уплетает их за милую душу. Особенно с местной аджикой. Ну и куда же без нашей любимой отварной картошки со шкварками! А потом можно и косточки размять. Наши ребята с удовольствием учат местные темпераментные танцы, например, «Сандыракъ», но и свою культуру не забываем - 
показываем местным жителям, как отплясывать «Лявониху».

sv11-0703-syabry1-100mm.jpg

Землячество участвует во всех городских праздниках Нальчика, в том числе и в традиционном шествии на День национальностей. Фото: Павел Сидорук

НЕКАБАРДИНСКАЯ ФАМИЛИЯ

- В Кабардино-Балкарии белорусов удивляет эмоциональность, верность национальным традициям и сплоченность людей. Этому хочется учиться, - продолжает Сидорук. - Но и нам есть что привнести - свое позитивное отношение к жизни, теплоту в отношениях.

Впрочем, не всем белорусам сразу удается встраиваться в здешнюю жизнь. Ольга Лахвич, приехавшая в Кабардино-Балкарию из Минска в 2004 году, вспоминает, как было сложно поначалу принимать некоторые местные особенности:

- Приехала с красным дипломом Белорусского государственного технического университета, думая, что быстро найду работу. Не тут-то было! Фамилия у меня не кабардинская, не балкарская, связей никаких нет, а это здесь не менее важно, чем образование. Пришлось долго биться и доказывать свою состоятельность. В итоге устроилась в рекламное агентство.

Ольга приехала в Кабардино-Балкарию, потому что влюбилась в парня, который родом отсюда, и твердо решила, что она за ним - хоть на край земли.

- Бросила родственников, друзей и только благодаря ему и нашей любви смогла здесь обжиться,- говорит Ольга. - Со временем стала внимательнее относиться к местным традициям и поняла, что в них есть своя сермяжная правда. Кавказ научил меня быть мудрой. То, что сначала казалось неестественным, навязанным, например, излишняя скромность, четкие границы между старшими и младшими, местами напыщенно чинное отношение, теперь видится настоящим и исконным. Это традиции, идущие из древности. И вот прошло время, и я уже искренне восхищаюсь местной культурой.

Однако скучать по родной Беларуси девушка не перестает.

- Как мне сосен родных не хватает! - говорит она. - Они у нас везде, в пятистах метрах от моего дома был сосновый бор. Какой же там волшебный воздух, чистый, хвойный! Не подумайте, я была на Эльбрусе, воздух там прекрасный. Но сосны - это что-то родное, из детства.

По словам Ольги, общение с земляками и их поддержка помогли быстрее освоиться на новой земле.

- Всегда помогаем, чем можем, - говорит Павел Сидорук. - Если мама с детьми переезжает из Беларуси к нам, стараемся пристроить ребят в детский сад или школу. Иногда просто деньгами. Одна белоруска влюбилась в кабардинца, но не могла насобирать на переезд. Так мы ей нашли шестьдесят тысяч. Ей хватило на первое время, а потом нашла работу. Теперь живет здесь.

КСТАТИ


«Даже в концлагерях спасала взаимовыручка»

Есть среди кабардинских сябров совсем особенные люди, такие как чета Анна и Евгений Бугаевы из Нальчика. Они вместе 77 лет!


КУСКИ ХЛЕБА ЧЕРЕЗ КОЛЮЧУЮ ПРОВОЛОКУ

Прошли в войну через концлагерь и смогли сохранить любовь друг к другу и к жизни.

- Помню только страх и голод, - рассказывает Евгений Петрович Бугаев. - Когда немцы оккупировали нашу деревушку Мадора, нам с Аней было всего по пять лет, жили по соседству и часто вместе играли. Фашисты относились даже к детям, как к нелюдям, отбирали последнее. Чтобы было где расквартировывать пополнение, решили выселить всех местных из домов и свезти нас в концлагерь. Как сейчас помню, 5 ноября фашисты пришли с раннего утра и приказали строиться. А потом погнали полусонных, полураздетых. После трех дней пути погрузили в поезд и везли, потом снова гнали до самого концлагеря Озаричи.

К декабрю 1943 года сюда набили больше пятидесяти тысяч белорусов, в основном стариков, женщин и детей.

- Еды практически не давали - бросали через проволоку, как животным, куски хлеба, - вспоминает Евгений. - Зимой мы спали прямо на снегу. Люди умирали каждый день. Полицаи заставляли тех, кто посильнее, стаскивать трупы в одно место. Каждый вечер их сжигали. Никогда не смогу забыть стоявший вокруг запах человеческой плоти.

ТИХОЕ МЕСТО

Маленькие Аня и Женя выжили чудом. Во многом благодаря колоссальной взаимопомощи всех белорусов, буквально снимавших с себя и отдававших последнее, чтобы согреть и прокормить детей и больных.

- 19 марта 1944 года мы проснулись, и кто-то закричал, что часовых нет. Люди обезумели от радости, пытались перебраться через колючую проволоку, но вокруг были мины. Пришлось еще несколько дней пробыть в этом аду. Наши освободители плакали, глядя на нас, и через колючку передавали еду.

Через десять лет после концлагеря Евгений и Анна поженились. Он стал военным, долго служил на Сахалине, но как только выдалась возможность, попросил перевести его в более тихое место, чтобы осесть там вместе с женой и детьми. Так Бугаевы и оказались в Нальчике.

- Нас приняли очень хорошо, - рассказывает Евгений Петрович. - Мы всегда находились в дружеских отношениях с местными жителями. В Нальчике белорусов считают добрыми, открытыми, интересными людьми и прекрасно к нам относятся. И мы отвечаем жителям Кабардино-Балкарии тем же.