Университет 3.0 и умный «Локомотив»
Совместная коллегия ведомств, отвечающих за образование и науку России и Беларуси, состоялась в Минске
ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Заседание прошло в шикарных интерьерах Минской городской ратуши. Коллегия не собиралась больше двух лет, а вопросы накопились: и увеличение бюджетных мест в вузах, и проблемы Белорусско-Российского университета, и молодежная политика. Темы касаются всех: «от пионера до пенсионера».
Начали с импровизированной выставки плодов сотрудничества наших педагогов и ученых. Достижения представил флагман IT-образования - Белорусский госуниверситет информатики и радиоэлектроники. Роль гида взял на себя ректор БГУИР Михаил Батура:
- Наработки заинтересовали российских коллег. Речь о системе непрерывного образования с четырех лет и до седин. Обучаем, занимаемся переподготовкой, ведем научные исследования. Востребованы в России и наши научные разработки.
Например, система удаленного контроля «Локомотив». Она дистанционно отслеживает двадцать показателей при работе автомобиля, автобуса или поезда. Расход топлива, температуру и даже износ деталей. До четверти снижает себестоимость перевозок.
По союзной программе «Мониторинг-СГ» университет разработал специальную фазированную антенну, которая позволяет спутникам видеть земную поверхность и при плотной облачности.
ПОРТАЛ В ПОМОЩЬ
Российского министра Ольгу Васильеву особенно заинтересовала выставка белорусских учебников. Практически каждые полгода Министерство образования РБ объявляет конкурс на написание того или иного пособия. Прямо на сайте Национального института образования идет обсуждение. Любой учитель или родитель может высказать замечания.
Здесь же отдельным блоком - дистанционное образование. И для школьников, и для педагогов. Много полезного на портале найдет для себя и самый продвинутый учитель.
Для развития региональных связей белорусский министр Игорь Карпенко предложил создать общий центр сотрудничества в образовании, науке и культуре на базе Новосибирского техуниверситета.
- Стоит подумать и о единой союзной программе по работе с талантливой молодежью, - сказал он. - Для начала расширить спектр общих предметных олимпиад.
Особый интерес у всех вызвал новый проект БГУИР «Университет 3.0». Программа может решить важнейшую проблему: внедрение инноваций в практику. Как довести ноу-хау до производства, будут учить со школьной скамьи.
- Коммерциализация разработок - важная тема. Это ответ на вопрос, ради чего мы выполняем союзные программы, - сказал Госсекретарь СГ Григорий Рапота. - С этой темой тесно связана другая - разработка механизма учета интеллектуальной собственности Союзного государства.
Новые подходы в вопросе «учета союзного интеллекта» могут появиться при воплощении проекта БГУИР.
ДОСЛОВНО
Игорь Карпенко, министр образования Республики Беларусь:
- Активно работаем с российскими коллегами. Главная задача - создать одинаковые условия для учебы белорусов в России, россиян - в Беларуси. Нам интересен опыт РФ в системе прогноза кадров, контроля качества образования. Занимаемся созданием белорусского детского технопарка, и здесь пригодится опыт образовательного центра «Сириус» в Сочи. На коллегии наметили подходы по унификации процедуры аккредитации вузов. В Могилеве работает единственный в Союзном государстве Белорусско-Российский университет. Включили его в экспериментальную программу, нужно новое оборудование и лаборатории. Потенциал большой, и его следует активнее использовать.
Ольга Васильева, министр образования и науки Российской Федерации:
- Наши достижения в обеспечении равных прав граждан в сфере образования могут быть ориентиром для стран СНГ и ЕАЭС. Сегодня в России учатся больше двадцати тысяч белорусов в вузах и еще 1,5 тысячи по программам среднего профессионального образования.