Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


#СамолетыДолжныПриземляться

Белорусы вместе с россиянами скорбят о погибших в авиакатастрофе в  Подмосковье

В соцсетях россияне и белорусы устроили акцию в память о погибших в Подмосковье. "Москва - Орск, скорбим","Соболезнуем", "Это наше общее горе", - все посты опубликованы с хэштегом #СамолетыДолжныПриземляться. Фото: Виктор Гусейнов/ kpmedia.ru

ОБЩАЯ БЕДА

В понедельник в Орске был день траура. Друзья погибших и попросту неравнодушные несли красные гвоздики и свечи в аэропорт и на набережную - к памятнику летчику-испытателю Валерию Чкалову. В местном храме по жертвам трагедии отслужили панихиду. В Москве цветы оставляли рядом с информационным табло в «Домодедово», тут же в часовне Архангела Михаила прошел молебен. Свечи зажигали у монумента на Аллее городов-героев и в храме Христа Спасителя.

- Это наша общая беда. На этом борту мог оказаться любой - отец, брат, жена, друзья, коллеги. Это минуты боли и бессилия, когда мы, живые, уже ничего не можем сделать. Только поддержать друг друга и протянуть руку помощи. Невозможно пройти мимо горя, - 43-летний минчанин Артем Прокопенко, летевший с пересадкой в Екатеринбург, тоже положил небольшой букет в «Домодедово».

Соболезнования россиянам направили Александр Лукашенко и белорусский МИД. Специалисты из республики готовы в любой момент подключиться к расследованию трагедии, как это было при катастрофе российского самолета «Когалымавиа» в Египте.

Ситуацию под личный контроль взял глава государства Владимир Путин.



ЖЕРТВ МОГЛО БЫТЬ БОЛЬШЕ

11 февраля в 14.21 со взлетно-посадочной полосы московского аэропорта на Орск взлетел Ан-148. На борту - 71 человек. Экипаж под командованием опытного 51-летнего летчика Валерия Губанова (общий налет - пять тысяч часов. - Ред.) набрал высоту, но спустя четыре минуты перестал отвечать диспетчеру. Еще через три минуты пропал с радаров...

Упал лайнер на поле рядом с деревней Степановское под Раменками.

- Был сильный удар, люди видели несколько ярких вспышек и загоревшийся двигатель. Самолет упал в чистом поле, а мог бы на соседнюю деревню. Жертв могло быть гораздо больше, так как район густонаселенный, - говорили очевидцы.

Обломки разбросало в радиусе километра. Погибли все - шесть членов экипажа и 65 пассажиров. В основном жители Оренбургской и Саратовской областей, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них - трое детей. Самому младшему - пять лет. Белорусов на борту не было.

ОБЛЕДЕНЕНИЕ ИЛИ ОШИБКА ПИЛОТОВ?

Так что же случилось в небе? Самолет летал меньше восьми лет. Для авиации это не возраст. Версии, что борт заправили некачественным топливом или он столкнулся в небе с вертолетом «Почты России», спасатели отмели сразу. Это же горючее заливали еще в десятки бортов, и ни у одного не возникло проблем. Обломков другого судна на месте трагедии не нашли, к тому же Ан оснащен системой предупреждения столкновений TCAS.

Авиационные эксперты остановились на нескольких версиях. Первая: авария могла произойти из-за поломки двигателя. Восемь лет назад у такого же самолета Ан-148, летевшего по маршруту Петербург - Самара, отключился двигатель из-за сильного ливня. В том же году во время полета по маршруту Борисполь - Вильнюс при заходе на посадку у другой машины опять сбой - пришлось отключать левый двигатель.

Вторая версия - ошибка пилотов, пресловутый человеческий фактор.

Третья версия, которую  официально выдвинул Межгосударственный авиационный комитет - обледенение датчиков, из-за чего появилось расхождение в показании скорости на приборах в кабине пилота. Перед вылетом командир Валерий Губанов отказался от специальной противообледенительной обработки, тогда метеопрогноз это позволял. Но нестабильная погода могла внести неожиданные коррективы.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». 

Два «черных ящика» уже нашли, сейчас их расшифровывают. На днях появилась запись переговоров между экипажем самолета и диспетчером. Из разговора ясно, 
что на борту произошла нештатная ситуация и пилот говорит о технических неполадках.

После катастрофы Ространснадзор забрал на изучение документы о техническом состоянии Ан-148.

- Начали проверки в «Саратовских авиалиниях», а также в «Домодедово», - сказал глава Ространснадзора Виктор Басаргин. - Проверим все службы, принимавшие участие в подготовке и отправке борта. 

Сергей Волчков, белорусский и российский исполнитель, победитель шоу «Голос»:

- Это не только российская трагедия, но и белорусская, и общемировая. Я много раз летал «Саратовскими авиалиниями» на таком же самолете. И совсем недавно был проездом в Орске. Знакомый для меня город, открытые люди. Не представляю, какое там сейчас настроение. Недавняя трагедия в Сочи, теперь в Подмосковье - эти катастрофы потрясают и заставляют задуматься о ценности жизни. Белорусы готовы протянуть руку помощи и скорбят вместе с родственниками и друзьями погибших.

sv6-1502-kristina-150.jpg

23-летняя москвичка Кристина Момзикова на своей страничке «ВКонтакте» запостила картинку со словами: «А в целом ты как? А в целом я вдребезги». Тогда все друзья посмеялись: «Удачная шутка!» - и стали ставить смайлики под снимками девушки из разных уголков мира. Кристина много путешествовала, в этот раз решила махнуть в Орск…

А В ЭТО ВРЕМЯ


Дело не в возрасте лайнера

Белорусская авиация работает в штатном режиме.

- В республике самолеты модели Ан-148 не эксплуатируют. Поэтому внеплановых проверок не проводим. Работаем в штатном режиме, - прокомментировал ситуацию Владимир Костин, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси.

Также в департаменте пояснили, как в республике стараются предотвратить подобные трагедии:

- Многоступенчатая система проверки работ специалистов по обеспечению вылета, жесткий контроль со стороны авиакомпаний и инспектирование авиационной администрацией помогают свести вероятность ЧС к нулю, - говорит Виталий Вербицкий, замначальника Управления летных стандартов и поддержания летной годности департамента. - Но вероятностный фактор и риски все равно исключать нельзя. Что касается длительных сроков эксплуатации самолетов, то основную роль играет не год выпуска (советские самолеты при грамотном обслуживании хорошо летают и через десятилетия), а экономическая эффективность. Морально устаревшие модели не приносят прибыль. Поэтому ведущая белорусская авиакомпания «Белавиа» постепенно модернизирует свой авиапарк, меняя самолеты типа Ту-154М на Boeing, Embraer и Bombardier.