Дневник блокадной памяти
27 января 1944 года закончилась одна из самых страшных глав Великой Отечественной войны - пала блокада Ленинграда. Символом города, пережившего голод, смерть и страдания, стали 14-летняя Таня Савичева и ее блокнот
ВОЙНА БУДЕТ НЕДОЛГОЙ
Родилась Таня в большой и дружной семье: мама, папа, две сестры - Женя и Нина, два брата - Леня (Таня называла его «Лёкой») и Миша. С трудностями Савичевым пришлось столкнуться еще до войны - в 1936 году, находясь в ссылке из-за притеснений предпринимателей, умирает папа. Похоронив кормильца, семья возвращается в Ленинград.
Летом 1941 года Таня с мамой хотели поехать в гости к тёте в Дворищи, но решили, что не стоит оставлять бабушку одну в ее день рождения - 22 июня. В тот роковой день, когда Таня вручила подарок, по радио объявили о войне. Тогда семья не стала уезжать. Они, как и многие, верили – война будет недолгой.
С первых дней Савичевы помогали Красной Армии - Леня и дяди Тани Василий и Алексей отправились в военкоматы, но получили отказы - брата не взяли по зрению, а дяди оказались слишком взрослыми для фронта. Тогда Лёня устроился на завод. Нина рыла окопы вместе с заводскими сослуживцами и дежурила на вышке. Женя тайком от мамы и бабушки сдавала кровь для раненных солдат. Мама шила обмундирование для солдат. Таня со сверстниками помогала очищать чердаки и собирала стеклянную тару для зажигательных бутылок.
Первой жертвой блокады пала Женя. Постоянно сдавая кровь, она работала на заводе, который находился в семи километрах от дома. Зимой 41-го года в Ленинграде перестал ходить транспорт, и ей приходилось идти все это расстояние пешком. Однажды Женя не пришла на завод. В дневнике Тани появилась первая запись - "Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г."
Буквально через месяц детская ручка вывела еще одну смертельную строчку. Из-за голода ее бабушка заболела алиментарной дистрофией, при которой больной истощен настолько, что кожа буквально свисает с тела. «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»
От голода и истощения скончался Лёка. Работая по две смены подряд, 24-летний парень довел себя до изнеможения. Таня делает третью запись на букве «Л» - «Лёка умер 17 марта в 5 часутра в 1942 г.» Девочка написала слова слитно, как будто в спешке.
Следующую строчку Таня пишет сбивчиво и с ошибками: «Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.»
Записывая смерть дяди Лёши, который умер от дистрофии, Таня пропускает слово «умер»: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г». После этой строчки Таня прячет ненавистный дневник, но через три дня ей приходится открыть его вновь.
13 мая в блокноте появились четыре последние, самые страшные строчки, которые только может написать маленькая детская ручка: «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.», "Савичевы умерли», «Умерли все»…
… «ОСТАЛАСЬ ОДНА ТАНЯ»
После смерти всех родных, Таня, взяв из дома палехскую шкатулку, где хранилась мамина свадебная фата, венчальные свечи и шесть свидетельств о смерти, пошла к бабушкиной племяннице. Та не смогла дать ей достаточную опеку, и девочку отправили в эвакуацию.
Она попала посёлок Шатки, где находились еще 125 детей. Таня единственная болела туберкулёзом, поэтому ее не подпускали к ровесникам. Организм Тани был настолько подорван, что ее перевезли в дом инвалидов в селе Понетаевка. На фоне истощения ее подрывали прогрессирующие болезни - цинга, дистрофия, нервное потрясение, костный туберкулёз и туберкулёз кишечника. Меньше чем через месяц Таня ослепла. 1 июля 1944 года, в возрасте 14 лет, девочка умерла.
УМЕРЛИ НЕ ВСЕ
Из рода Савичевых выжили всего два человека, которых Таня, почему-то, не вписала в блокнот, хотя все родные были уверены в их смерти. Это Нина, которая попала в волну эвакуации через «Ладожское озеро» вместе с другими сотрудниками предприятия, и Миша, который на момент начала войны находился у тёти, а потом попал в партизанский отряд. Именно благодаря ним уцелел Танин дневник, ставший символом Великой Отечественной войны.