Почистим родные мундиры
Счетная палата РФ недавно отчиталась: оказывается, россияне стали меньше выращивать картошки в частных хозяйствах. Овощеводы не унывают, мол, клубней нам хватит, главное - сохранить урожай до следующего года. О том, что сегодня происходит на союзном поле, рассказывает исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников
ПРОДУКТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
- Алексей Петрович, один из депутатов Парламентского Собрания долго возмущался, когда я сказал ему, что картофель - основа продовольственной безопасности. А вы согласны, что это продукт стратегический? Пофантазируем, что будет, если вдруг клубни исчезнут из меню россиян и белорусов?
- С голоду не помрем. Перейдем на макароны. Кстати, это и происходит, когда картошка дорожает. Но если ее вдруг не станет, мы потеряем ценный источник витаминов и минералов. Корнеплод уникальный. В Австралии как-то проводили эксперимент - человек питался почти одной картошкой и остался здоров!
- Сколько ее выращивают и съедают за год жители России?
- В среднем взрослый россиянин потребляет 80 - 90 кило. В этом году, по данным Минсельхоза, каждый из нас съел чуть больше центнера. По приблизительным расчетам, для еды россиянам надо около 11 - 13 миллионов тонн. Другой миллион тонн - на переработку. Прибавим еще два-три на корм скоту. А вырастили мы всего, по данным Росстата, 29 миллионов тонн. Вдвое больше. С объемами все в порядке. Проблема другая: мы не умеем ее правильно хранить. Закладываем на склады осенью клубни по одной цене, а зимой и весной достаем остатки и продаем по другой. Из-за сезонного дефицита цены в итоге растут.
- В Беларуси порой лично президент инспектирует строительство и ввод в строй картофелехранилищ. В России их сколько?
- Это можно будет с большей уверенностью сказать, когда опубликуют результаты сельхозпереписи 2016 года. По имеющейся у меня статистике, объемов хранения хватает для семи миллионов тонн. Но часть их морально и материально устарела, другие используются как попало. Почти не осталось овощехранилищ в потребкооперации. Не очень радужная картина в больших городах. К примеру, емкость баз плодоовощного комплекса города Москвы в свое время составляла под миллион тонн - 26 хранилищ. Сейчас - по пальцам пересчитать, сколько работает по целевому назначению.
БЫЛА СЕРАЯ, СТАЛА БЕЛАЯ
- Аграрии разве не заинтересованы вливать деньги в этот бизнес?
- Строительство требует немалых средств. Чтобы поместить урожай в оптимальные условия, придется выложить 1 - 1,2 тысячи долларов за каждый квадрат склада. Плюс эффективная вентиляция, импортное оборудование - еще 50 - 60 евро на тонну хранимой продукции. Не все готовы инвестировать в такие дорогостоящие проекты. Помочь обещает государство. По госпрограмме до 2020 года планируется ввести новые картофелехранилища общим объемом 2,5 миллиона тонн. Надеемся, что это будут помещения с современным оборудованием. По старым нормативам картофель можно было хранить максимум до 1 июня, но новые технологии помогают сохранять ее без потери качества до поступления на рынок нового урожая из южных и центральных регионов. Если построим такие - цены будут более стабильными. Кстати, в советское время умельцы строили такие склады, что капуста и картошка дотягивали в них до июля.
- Сколько картофеля Россия импортирует?
- Примерно от 200 до 500 тысяч тонн. Зависит от урожая. В основном закупаем ранний картофель. На первом месте - Египет, затем Китай, Пакистан, Израиль, Азербайджан. Кстати, с последней страной у нас «обмен» - они нам привезли порядка 57 тысяч тонн раннего картофеля, а мы им отправили 26 тысяч тонн позднего.
- Как идет торговля с Беларусью?
- Раньше она была на шестом месте по импорту. Завозили оттуда всего 19 - 28 тысяч тонн. Но за последние три года Беларусь резко скакнула. Сегодня это почти 300 тысяч тонн. Считаю, что в перспективе импорт может дорасти до полумиллиона. Причина в том, что если раньше картофель из Беларуси проходил по серым схемам, то последние действия Россельхознадзора белорусских коллег и таможни привели к тому, что весь этот объем вышел в светлую зону.
- Но и мы отправляем им картофель.
- Скорее картофелепродукты. Объемы небольшие. Если верить статистике, Беларусь у нас за последние три года купила чипсов, картофельного крахмала, хлопьев, фри - всего вместе 32 тысячи тонн.
- Знаю, что картофель фри мы сами закупаем за рубежом, вырабатываем его мизер.
- Верно. Почти весь закупаем в Голландии и Польше. Хотя через пару месяцев в Липецкой области заработает большой завод, который полностью закроет потребности нашей страны. Будут даже избытки. Поэтому надеемся продавать его в Беларусь и другим соседям по Евразийскому экономическому союзу.
ПРИДИРКИ И САНКЦИИ
- На Западе, наверное, недовольны тем, что сельское хозяйство в России поднимается с колен?
- Так получилось, что большая часть торговых сетей, которые пришли в начале 2000-х годов в Россию, имела зарубежное происхождение. Первое время они категорически отказывались работать с отечественными поставщиками картошки. Придирались по-всякому - товарный вид не тот, сетка не та. Зато привозили картофель из Европы.
В 2013-м, за год до санкций, Россельхознадзор ввел временное ограничение на поставки картофеля. Европа долго возмущалась. Торговые сети были вынуждены развернуться к нашим производителям.
- Какая прибыль у картофелеводов нашей страны сегодня?
- Около 40 - 50 процентов. Самое дорогое в картофеле - семенной материал, на него уходит больше четверти стоимости. В свое время мы разрушили систему элитных хозяйств.
Поэтому семенной материал мы покупаем. Очень помогает Беларусь. Оттуда благодаря союзной программе за два года импорт семян вырос в десять раз. Где-то через месяц Минсельхоз запускает программу по селекции и семеноводству картофеля. Поэтому с семенами будет все в порядке.
КОЛХОЗНЫЙ БИЗНЕС
Табу на ГМО и беби-картошку
- Фермеры жалуются, что сети выкручивают им руки. Берут по смешной цене, а перепродают втридорога.
- Торговые компании зачастую перегибают палку, но, с другой стороны, они - ближайшие партнеры сельхозпроизводителя, с точки зрения гарантированного сбыта, - продолжает Алексей Красильников. - Средняя оптовая цена картофеля прошлого сезона - десять рублей. В первые недели января - 12 рублей. Но и сами фермеры не теряются. Помните засуху 2010 года? Тогда продавали клубни по баснословным ценам и потом целыми колхозами джипы покупали. Правда, потом это аукнулось. Все бросились растить картошку - в итоге получили перепроизводство.
- В каком регионе в магазине можно купить самую дешевую и вкусную картошку?
- Этого никто не скажет, торги идут в московском регионе, почти все склады сетевиков тоже здесь. Картошка может поставляться из Тюмени в Москву, а потом везтись в Чувашию... В Чебоксарах зашел в супермаркет, а там картошка из Москвы и Брянска. Даже местным фермерам сделал упрек. Но это механизмы логистики торговых сетей. Вообще в лидерах по производству в последние годы Брянская и Тульская области. Они демпингуют.
- В одной известной сети фастфуда продается огромная картошка. Многие опасаются ее есть, говорят, что это продукт генно-модифицированный.
- В Европе действует запрет на ГМО картофеля. В России выращивание и поставки модифицированного картофеля тоже запрещены законодательно. Можно только для научных целей. Большая картошка - это такой сорт. Есть ведь беби-картофель, его же никто не пугается?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Дюжина агрегатов простаивает без дела!»
Виктор Старовойтов, заместитель директора ВНИИ картофельного хозяйства имени Лорха:
- В прошлом году мы завершили союзную программу «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура». Одна из задач - это получение высококачественного семенного материала. В результате Беларусь начала поставлять в РФ семян больше, чем европейские страны. Получены эталонные сорта для переработки в чипсы, сухое пюре, крахмал.
В рамках программы разработали и автоматическую систему для семенного и продовольственного картофеля. Но до полей агрегаты пока не дошли. Стоят без дела на складах в Москве и Калуге. Тринадцать комплексов! Минсельхоз России почему-то не дает добро.
Есть новая концепция союзной программы по картофелю, но мы хотим идти дальше. Продвигать сорта России и Беларуси на рынке ЕАЭС. Еще надо провести экспансию на азиатский рынок, иначе скоро придем к перепроизводству. Что касается рынка Европы, то ЕС не очень жаждет пускать нас, защищая своих производителей.
На внешних рынках надо продвигать картофелепродукты. Огромные возможности в экспорте крахмала. Есть малогабаритные цеха по переработке. Очень удобно. Поставил в маленьком хозяйстве, получил урожай, переработал и отправил на экспорт.