Фемида даст последний шанс
Российские правозащитники хотят ввести понятие «уголовный проступок». Как на эту идею отреагировали белорусские юристы?
Под новое определение попадут все самые легкие составы преступления - клевета, вандализм, причинение легкого вреда здоровью, незаконная охота, склонение спортсмена к допингу, жестокое обращение с животными, незаконное проникновение в дом, халатность - больше восьмидесяти статей Уголовного кодекса России. Сегодня за это можно схлопотать вполне реальный срок и клеймо на всю жизнь - судимость. После отсидки устроиться на хорошую работу и попросту адаптироваться к нормальной жизни крайне сложно.
Что хотят сделать законодатели? Они предлагают не лишать свободы людей, которые попались на уголовных проступках, а наказывать их обязательными и исправительными работами (до 240 часов) и крупными штрафами. С детьми и подростками, вместо того чтобы упекать их в колонию для несовершеннолетних, проводить воспитательные беседы.
- Человеку все равно придется отвечать за свои преступления. Введение понятия «уголовный проступок» позволит смягчить наказание и не вешать на обвиняемого ярлык «судимости», - рассказывает «СВ» Олег Ястребов, доктор юридических наук, эксперт Высшей аттестационной комиссии по юридическим наукам. - Если человека еще раз поймают на уголовном проступке, то придется ответить по всей строгости закона.
Что думают белорусские юристы об инициативе российских коллег? Ведь по многим уголовным статьям наказание в двух странах одинаковое. Об этом рассказал Генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк на конференции «Апелляция в системе уголовного права» в Минске:
- Наши криминалисты еще не пришли к единому мнению, но я тоже считаю, что это заслуживает внимания. Потому что есть такой род уголовных дел - так называемые малозначительные, которые, наверное, с точки зрения права можно рассматривать не как преступление, - сказал Александр Конюк. - Ведь у человека, совершившего преступление и признанного судом виновным, серьезно меняется социальный статус. Это на всю жизнь. С такой позиции, может быть, и есть смысл подумать об этом.