Лучше поздно, чем никогда: спас честь отца через 70 лет
Сын «изменника Родины», наконец, смог доказать, что его отец погиб героем. Восстановить справедливость Николаю Будчику помогли белорусы
«Здравствуйте, мои дорогие маленькие детки Коля, Жора и Валя, а также жена Надежда Павловна. Я пока жив и здоров и вам того же желаю. Сообщаю, что сейчас я в дороге, на днях буду в боях с врагом. Мое дело воевать, а твое, Надежда Павловна, воспитать и вырастить детей. Береги себя и детей! Я тоже берегу себя и громлю врага…»
Это письмо Надежда Будчик получила от мужа с Белорусского фронта 13 января 1944 года. А через два месяца он погиб, получив в бою смертельное ранение. С этого самого момента началась история чудовищной лжи и предательства, герой превратился в изменника, а последствия опутали жизнь всей семьи на долгие семьдесят лет.
ЖИЗНЬ БЕЗ ВОЙНЫ
Иван Будчик родился в Беларуси, рано остался без родителей и рос в детском доме. Сирота проявил большое рвение в учебе, стал в Витебске отличным врачом-ветеринаром. А дальше - как в старых советских фильмах: приехал на практику в один из белорусских совхозов, встретил чернобровую красавицу-украинку Наденьку (она училась на зоотехника) и влюбился без памяти. Семью молодых специалистов распределили на Украину, на хутор Полтавка, дали квартиру и положенные ветеринару коня и велосипед. Жизнь небогатая, но счастливая.
Одна заноза была тогда в жизни Ивана - его помощник Федя, санитар на ветстанции, часто прикладывался к казенному спирту, предназначенному для приготовления лекарств. По доброте душевной ветеринар не стал его обвинять в растрате (знал бы он, каким боком выйдет ему потом это великодушие), а просто попросил прислать на станцию еще одного специалиста. Аспирант из Беларуси Николай, мастер спорта по гимнастике, впоследствии стал настоящим другом семьи. Именно в его честь Иван и Надежда назвали третьего, младшего сына Николаем.
ИДУ БИТЬ ФАШИСТОВ! КТО СО МНОЙ?
В августе 41-го Иван Будчик собрал в ветлечебнице оставшихся мужчин.
- Немцы уже под Конотопом! Знаю, что у ветеринаров есть бронь. Однако завтра утром я пойду в военкомат, а оттуда на фронт - бить фашистов! Кто со мной?
Все последовали его примеру. Лишь санитар Федя напился и куда-то пропал. Буквально за шкирку его вытащили из кустов и притащили в военкомат.
- Мама рассказывала, что всю ночь перед отправкой на фронт отец прижимал к себе меня, восьмимесячного. Никак не мог расстаться, - вспоминает сын ветеринара Николай Иванович. - Словно чувствовал, что больше никогда не увидит ни детей, ни жену…
«КОЛЮ УБИЛИ. Я НА ПЕРЕДОВОЙ. А ФЕДЯ ПРИ ШТАБЕ»
Добровольцы не смогли исправить положения на фронте. Советские вой-ска отступали. Родная Беларусь оказалась по ту сторону фронта. Надежде Будчик с тремя маленькими детьми пришлось нелегко. Она день и ночь вкалывала, чтобы получить от оккупантов положенные кусочки хлеба на себя и детишек. Скотину у крестьян отобрали, но семья смогла спрятать в хлеву козочку. На ее молоке удалось продержаться до освобождения. Как только фронт сдвинулся, посыпались письма от Ивана.
«В первом же бою погиб наш Коля», - пришла страшная весть. - «Сам нахожусь на передовой, бью фашистов. А Федя получил теплое место при штабе и кормит офицерских лошадей».
Надо думать, сам Федя тоже читал это письмо: полковая почта проходила через штаб. Ивана Будчика он и раньше недолюбливал: у того были семья, квартира, уважение односельчан. И жена... В Наденьку Федя давно был влюблен. Однажды, на-дравшись в стельку, стал приставать к ней, но получил хорошую оплеуху. С тех самых пор выпивоха мечтал свести с семьей счеты. Ему это удалось: ветеринары Иван и Николай погибли на фронте, а героем домой пришел штабной конюх Федя.
ДЕТЕЙ ВЫСЕЛИЛИ В СВИНАРНИК
С этого момента на семью стали сыпаться все новые и новые несчастья. Надю с детьми вышвырнули из квартиры, дав взамен бывший свинарник.
- Уже потом сослуживцы отца рассказывали маме, что это Федька, который продвинулся по партийной линии, все подстроил, - говорит Николай Иванович. - Он настоял на том, чтобы нашу семью выселили. Мать каким-то чудом нашла лошадей, перевезла пожитки и нас в Черниговскую область. Она больше не вышла замуж и выполнила просьбу отца - подняла троих детей на ноги. Но всех нас преследовало непонятное проклятие: ни меня, ни моего брата, как бы мы ни старались, никогда не поощряли. А уж о том, чтобы продвинуться по службе, и речи не было. Хотя я был комсомольцем, служил в ПВО, потом работал в сельском хозяйстве - вроде бы не придерешься. Все стало понятно, когда один из моих директоров сказал: «Мужик ты хороший, работящий, но на тебя из обкома партии - характеристика на восьми листах, мол, твой отец не погиб на фронте, а сбежал к бандеровцам. Якобы ты сын изменника Родины».
Тогда все кусочки и сложились в единую картину. И Николай Иванович начал поиски истины.
ИСТИНА РЯДОМ
Цена одной ошибки
Первая ниточка нашлась в базе данных «Мемориал», созданной Министерством обороны РФ, где собрана информация о советских воинах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной. Здесь упоминание о гибели Ивана Будчика обнаружилось в алфавитной книге умерших от ран Полевого подвижного госпиталя № 2313. Всего одна строчка с именем говорила о многом. Ни к каким бандеровцам он не сбежал - это была ложь.
Но главный вопрос, интересовавший Николая, - где находится могила отца. Несколько лет он вел переписку с различными ведомствами Беларуси. Именно на территории республики погиб отец. Подключились министерства обороны обеих стран Военный комиссариат Буда-Кошелевского района Гомельской области.
- Белорусы горячо откликнулись на просьбу помочь, - улыбается Николай. - И совсем недавно мне сообщили, что братскую могилу, в которой покоится отец, отыскали. Она в поселке Красный Курган Гомельской области. В ней захоронено двенадцать человек, умерших от ран в госпитале.
Нашли и еще один документ, более подробно объяснявший, что случилось. Это донесение о безвозвратных потерях, подписанное начальником госпиталя. Здесь есть и дата смерти - 17 марта 1944 года, и причина - проникающее ранение позвоночника, полученное во время боя.
- Как оказалось, поиски затянулись из-за досадной ошибки, - говорит сын героя. - По страшному недоразумению на мемориале над братской могилой вместо «Будчик» написано «Бурчик». Возможно, именно из-за этой опечатки моя мама, столько лет ездившая в Беларусь и пытавшаяся разыскать следы отца, так и не смогла положить цветы на его могилу. Ошибку на плите воинского захоронения исправили. А у меня словно камень с души сняли, я защитил честное имя своего отца!
ОФИЦИАЛЬНО
Руководитель нижегородского отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Александр Власов:
- К нам нередко поступают подобные обращения. Люди разыскивают своих родственников, погибших и пропавших в годы Великой Отечественной войны. И мы оказываем им всю необходимую помощь: рассылаем запросы в архивы, другие инстанции, также большая работа проходит в рамках «Вахты памяти», когда молодежные отряды из России и Беларуси работают на местах наиболее ожесточенных сражений на территории республики. Каждый раз мы испытываем огромную радость, когда поиски оканчиваются успехом - как в случае с отцом Николая Будчика. Потому что это была наша общая война, и защитники Отечества - и русские, и белорусы - наши общие герои.