Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Глава КГБ Беларуси Валерий Вакульчик: Если началась стрельба, значит, что-то упустили в расчетах

Свою историю белорусский Комитет государственной безопасности ведет от Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, созданной в революционном 1917 году. 20 декабря чекисты республики отпраздновали столетний юбилей. О том, как, пройдя вековой путь, спецслужба стала одной из самых мощных и надежных, какое главное оружие у современного разведчика и много ли шпионов в современном мире, в интервью «СВ» рассказал председатель Комитета государственной безопасности республики

Фото: БЕЛТА

ЗА СПИНОЙ - ВСЯ СТРАНА

- Валерий Павлович, после того как вы возглавили КГБ, о работе комитета в прессе появляются только скупые новости. Такая закрытость ведомства - ваша принципиальная позиция?

- Работа любой спецслужбы не терпит публичности. Кроме того, лично я полагаю, что о себе надо заявлять делами. Парадокс в том, что самые серьезные достижения, если хотите, подвиги сотрудников вообще не подразумевают огласки. Даже в наградных документах, которые и без того имеют гриф «Секретно», не полностью излагается суть событий. Человек совершил настоящий подвиг, награжден боевым орденом, но не имеет права ни с кем делиться новостью. Думаю, было бы некорректным предавать огласке менее значимые наши дела, когда весомые заслуги остаются в тени. И все же по уголовным делам, имеющим общественный резонанс, всегда информируем.

- Зато такой юбилей замолчать невозможно. Как изменился Комитет госбезопасности за годы независимости?

- Белорусский КГБ сумел сохранить все самое ценное, эффективное и значимое, что наработано нашими предшественниками. Не раз менялись названия и структура органов, но мы оставались всегда важным госинститутом, верой и правдой служившим Родине. За последние десятилетия создали национальные школы разведки и контрразведки, обеспечения экономической безопасности и борьбы с коррупцией, где тоже важны методы спецслужб. Появилась своя школа правительственной связи. Нашу разведку и контрразведку хорошо знают и высоко оценивают профессионалы других стран. За пять лет количество зарубежных партнеров комитета выросло в 2,5 раза. Мы продуктивно сотрудничаем с 46 иностранными спецслужбами. И это не только наши традиционные партнеры из стран СНГ.

- О чем говорит эта цифра?

- О признании мировым сообществом роли Беларуси в обеспечении региональной и даже глобальной безопасности. Успешно работаем с коллегами из других стан, прежде всего в сфере борьбы с терроризмом. Информация КГБ помогла предотвратить не один теракт в странах-партнерах. На территории Беларуси за последние три года вычислили 59 иностранных боевиков. Из них 23 находились в международном розыске.

У нас эффективно развивается антитеррористическое подразделение - группа «А». Эксперты относят ее к мировой элите спецподразделений, куда входят команды быстрого реагирования России, США, Израиля, Великобритании, Германии... Красноречиво об уровне подготовки наших бойцов говорят и награды на соревнованиях, проводимых силовиками государств-участников ОДКБ и международными организациями. Сотрудники группы «А» неоднократно становились призерами престижного смотра полицейских и военных снайперов World Cup Sniper, который проводят в Венгрии. В 2014 году снайперская пара КГБ Беларуси блестяще выиграла в разряде полицейских снайперов у лучших действующих сотрудников антитеррористических подразделений.

sv9-2112-kgbIstoriya-230.jpg

1952 год. Сотрудники управления 2-Н МГБ БССР после ликвидации одной из последних банд националистов на юго-востоке Беларуси. Из оснащения лишь скромный грузовик, как будто кадр из известного фильма "В Августе 44-го". 

sv8-2112-kgbUcheniya-220.jpg
А это уже 2017 год. Тренировка в Национальном аэропорту "Минск". Сотрудники группы "А" оснащены по последнему слову техники и всегда готовы к выполнению любой боевой задачи. Фото: Александр Стадуб


ПОЙМАТЬ «КУКЛОВОДА»

- Сфера правительственной связи обычно остается в тени основной деятельности КГБ. Здесь есть развитие?

- Тут очень важна техника. Четыре года назад удалось совершить прорыв в создании собственного оборудования. Ушли от дорогостоящего импорта. Сегодня в стране производим всю линейку техсредств - от современных телефонов до цифровых пультов правительственной связи. Самое главное - у нас появилась национальная шифровальная аппаратура. Завершаются испытания белорусского смартфона с криптомодулем, эти аппараты будут полностью защищены от прослушки. По сути, все это позволило Беларуси войти в весьма ограниченное число мировых держав, обладающих суверенитетом в криптографической защите информации. Больше того, в этом году состоялся первый выпуск в белорусской школе криптографов, созданной КГБ при БГУ. Учебные пособия тоже отечественные.

- То есть воспитанию кадров много внимания уделяете?

- Безусловно. Это наша главная ценность. У нас очень профессиональная школа подготовки сотрудников спецслужбы. Ключевой элемент - Институт национальной безопасности - правопреемник легендарных Высших курсов КГБ СССР в Минске и продолжатель славных традиций «чекистской кузницы кадров». Удалось сохранить лучшее от той школы, значительно осовременив их. Система настолько востребована, что готовим специалистов не только для себя, но и для многих других государств.

За годы существования институт подготовил 47 тысяч офицеров. Среди выпускников - больше двухсот генералов. Многие - руководители в силовых структурах, органах власти и управления. Причем не только в Беларуси, но и в СНГ.

- Упомянули традиции КГБ. Какие события больше всего повлияли на закалку спецслужбы?

- Практически все знаковые страницы в новейшей истории Беларуси. Безусловно, важнейшим из них стала Великая Оте-чественная война. При исполнении служебного долга на белорусской земле погибли 360 сотрудников. Звания Героя Советского Союз удостоились пятнадцать человек - командиры специальных партизанских отрядов и групп. Трое из них получили награду посмертно. Учимся у предыдущих поколений не только профессиональным приемам и навыкам, но прежде всего отношению к делу. Эта преемственность и есть главная традиция КГБ.

- Какую роль Комитет госбезопасности играет в жизни страны сейчас?

- Занимаемся контрразведкой, внешней разведкой и борьбой с терроризмом. Кроме нас этого не делает никто. Это значит, что наши сотрудники занимаются выявлением и нейтрализацией внутренних и внешних угроз интересам Беларуси. Главное - защита независимости и территориальной целостности страны, обеспечение ее национальной безопасности. Людей мы защищаем не только от прямых преступных посягательств, но и от попыток манипуляции ими, использования втемную для реализации чужих интересов. Вскрывать истинные намерения таких «кукловодов» - тоже одна из задач комитета.

«СВОЙ ХЛЕБ ОТРАБАТЫВАЕМ»

- Какие же угрозы нашей безопасности есть сейчас?

- Их, к сожалению, очень много. И внутренние, и внешние. Среди наиболее серьезных - посягательства на независимость, суверенитет
и конституционный строй государства. Некоторые силы пытаются вмешаться во внутренние дела страны и навязать Беларуси политический курс, который противоречит национальным интересам. Уже много лет чувствуем постоянное давление на нас в информационном пространстве. Угрозы исходят от конкретных лиц и организаций, преимущественно зарубежных.

Беларусь хочет выстраивать дружеские отношения со всеми странами. Но видим активность наших западных соседей на белорусском направлении. Главное - чтобы эта активность находилась в разумных пределах, основывалась на джентльменских правилах и принципах, чтобы соблюдался негласный кодекс сотрудников спецслужб. Хуже, когда эта активность приобретает ярко выраженные недружественные формы. В частности, вызывают недоумение агрессивные методы работы литовских спецслужб, в том числе целенаправленные провокации, которые в цивилизованном мире давно остались в прошлом. Об этом, наверное, можно было бы и не говорить, если бы объектами этих действий не становились наши граждане, которые едут в Литву как туристы или по служебным вопросам, у многих там родственники, друзья или бизнес. Вряд ли такое отношение способствует укреплению связей. Особенно с учетом того обстоятельства, что белорусский транзит существенно пополняет бюджет Литвы.

ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ - РУЧКА

- В современном кино разведчик - это супергерой, метко стреляющий, хоть с закрытыми глазами, и дерущийся сразу с сотней противников. Как у вас в ведомстве обстоит дело с боевой и физической подготовкой?

- Когда я учился в школе КГБ, нам объясняли: «Запомните, ваше главное оружие - ручка!» Имелся в виду, разумеется, интеллект, который исключительно важен в аналитической работе. Не сила, не огневая подготовка... Тем не менее почти у четырехсот наших сотрудников есть спортивный разряд, среди них 58 - мастера спорта, а 19 - мастера спорта международного класса. Физическая подготовка очень помогает, как и личное неравнодушие. Не так давно на Минском море, в выходной день пьяный на квадроцикле устроил гонки прямо по пляжу, где были люди. Наш оперативник находился среди отдыхающих и задержал его. Хотя пришлось непросто: хулиган переехал его, сломал ногу... Или взять рядовых сотрудников Брестского управления, которые задерживали двух боевиков, объявленных в международный розыск. Один из злоумышленников начал отстреливаться, ранил оперативника, но все-таки обоих преступников удалось задержать.

- Часто ли вообще сотрудникам КГБ приходится применять оружие?

- Заслуженный контрразведчик Павел Грунтович, к сожалению, уже покойный, любил повторять: «Там, где начинается стрельба, заканчивается контрразведка». Стараемся все продумывать до мелочей, чтобы максимально исключить силовое развитие событий. Если идем на обыск, то обычно заранее знаем, что и где найдем. Едем на задержание - организовываем его так, чтобы у преступника не было шанса даже на малейшую потасовку. Если она возникает, значит, что-то упустили в расчетах.

НЕ ХУЖЕ АГЕНТА 007

- Шпионов на территории Беларуси тоже обезвреживать приходится?

- За последние пять лет поймали 36 агентов спецслужб иностранных государств, тринадцать из них привлекли к уголовной ответственности. Причем число разоблаченных кадровых сотрудников в последнее время значительно увеличилось. С одной стороны, это свидетельствует об активности разведорганов зарубежных государств, с другой - о росте профессионализма белорусской контрразведки.

- Можно ли сказать что-то новое о деле задержанного месяц назад Павла Шаройко, который работал в Минске как журналист радио, а оказался полковником украинской разведки?

- Полагаю, что ответ на вопрос по обстоятельствам этого дела дал сам Шаройко, который признал свою вину в шпионаже и создании разведсети. КГБ придал огласке достаточно сведений. Не думаю, что правильно уделять ему столько внимания. Он всего лишь один из десятков разоблаченных за пять лет иностранных разведчиков. Обычно не предаем подобные факты огласке, понимая, что это не способствует хорошим отношениям между странами. Но украинская сторона подняла шум, и пришлось опубликовать информацию. Дело Шаройко находится на завершающей стадии, ведь к моменту его задержания уже собрали исчерпывающую доказательную базу.

- Время от времени появляются сообщения о поимке комитетом очередного коррупционера. Должен ли этим заниматься КГБ?

- Экономическая безопасность - одна из составляющих общей. Тут ведь опять речь о защите каждого человека от посягательств коррумпированных чиновников. Деньги, которые должны были пойти на строительство дорог, больниц, школ, выплату пенсий и пособий, кто-то взял и прикарманил. Или попытался это сделать. Для вычисления таких деятелей есть свои методы.

Комитет первым на практике начал реализовывать положения 88-й статьи Уголовного кодекса: «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием». Например, бизнесмен, увлекшись погоней за прибылью, где-то преступил закон. Сказать, что он после этого превращается во врага государства и должен однозначно сесть в тюрьму, на мой взгляд, неправильно. Гораздо важнее возместить ущерб, дать человеку возможность работать честно. Цель - не возбуждение уголовного дела, а предупреждение проблем, способных влиять на нацбезопасность.

За последние три года комитет вскрыл больше 1,6 тысячи коррупционных преступлений. Из них лишь незначительная часть - меньше трети - до суда расследовалась КГБ. Только когда речь заходит о самых серьезных случаях... Например, крупнейшая в истории страны взятка - пять миллионов долларов - пресечена комитетом. Дело было связано с махинациями вокруг земель под строительство жилых домов на берегу Минского моря. Все эти деньги изъяты. Мы в этом деле честно отрабатываем свой хлеб: за три года комитет вернул в казну больше, чем государство потратило на содержание сотрудников.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

«Знакомые удивляются, как с мягким характером могу служить в суровой структуре»

- Ваш офицерский путь начинался с танковых войск. Это оказало влияние на дальнейшую службу?

- Думаю, неверно говорить лишь об одном периоде. Некоторые люди, которые знали меня еще до службы в органах госбезопасности, удивлялись: как ты, с твоим мягким характером, можешь служить в такой суровой структуре? А все дело в том, что каждый жизненный этап мне что-то давал. Скажем, служба в Вооруженных силах - закалку характера и чувство долга. Потом шестнадцать лет носил зеленую фуражку - служил в военной контрразведке в органах пограничной службы. Там взял понимание ответственности за порученное дело.

В Оперативно-аналитичес-ком центре получил навыки в области информационных технологий. В Следственном комитете более глубоко проник в специфику сложной работы следователя, которому постоянно приходится сталкиваться с человеческим горем. И в такой эмоционально тяжелой обстановке он должен принять беспристрастное решение и найти истину. И везде судьба сводила, не побоюсь громкого слова, с уникальными людьми, умнейшими специалистами, профессионалами, искренне преданными делу.

- Спасибо за откровенность. У меня не осталось вопросов.

- Зато у меня остался. Могу ли я через уважаемое мной издание сказать несколько слов коллегам?

- Пожалуйста!

- От души поздравляю всех сотрудников органов госбезопасности, ветеранов, членов их семей с юбилейной датой - столетием КГБ Республики Беларусь! Огромное спасибо вам за преданность долгу и Отечеству, за высокий профессионализм, за беззаветное служение Родине. Низкий поклон ветеранам за то, что они создали основы белорусской спецслужбы. Стараемся делать все, чтобы они знали: их дело продолжается и знамя комитета мы держим твердой рукой. Отдельная благодарность нашим супругам и близким, потому что знаю - это очень непросто, быть женой сотрудника КГБ. Порой нельзя признаться, где служит их муж, и дети не всегда это знают. При этом поддерживают, обеспечивают тыл и создают все условия, чтобы наши сотрудники спокойно исполняли свой долг. С праздником!

ДОСЬЕ «СВ»

Валерий Вакульчик родился в 1964 году в поселке Радостово Брестской области. Окончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище, Высшие курсы военной контрразведки КГБ СССР, а также Академию управления при Президенте Республики Беларусь. В органах государственной безопасности с 1991 года. Возглавлял Оперативно-аналитический центр при Президенте Беларуси и Следственный комитет РБ. Последние пять лет руководит Комитетом государственной безопасности. Награжден орденом Отечества III степени и еще одиннадцатью медалями.