САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Татьяна Мысова

Погрузчики-гиганты встали на пуанты

Каждый третий трактор, работающий на российских полях, собирается на Вологодчине. Благодаря кооперации с  Беларусью

Инженеры не только собирали машины для работы в поле, но и заставили их танцевать. Фото: Татьяна Мысова

Вологодская область - столица русского севера. Край с множеством рек и озер, на три четверти покрытый лесами. Когда-то там отбывали ссылку Патриарх Никон, Василий II Темный и Иосиф Сталин. Родина писателя Шаламова, поэта Северянина и художника Верещагина. Сегодня регион - крупнейший промышленный центр и важнейший транспортный узел Северо-Запада России. Область, славящаяся вкуснейшим маслом и знаменитыми кружевами. И это далеко не все. Постоянный Комитет СГ и МИА «Россия сегодня» организовали поездку на Вологодчину, приурочив ее к открытию новых российско-белорусских конвейеров в Череповце.

РЕВ МАШИН НА ТАНЦПОЛЕ

Холодный осенний ветер под звуки моторов и Бетховена, доносящихся из окон череповецкого Дворца металлургов, гоняет разноцветную листву. С минуту на минуту здесь начнется настоящий тракторный балет. Первого артиста - желтый экскаватор-погрузчик зрители встречают аплодисментами. Восемь тонн без малого - а с какой легкостью наворачивает круги и исполняет разные па. Элегантный взмах ковшом - и… стойка на «пуантах». Кабина зависает в воздухе, опираясь лишь на передний и задний погрузчики. Вдруг вихрем выкатывается на сцену второй артист - трактор «Беларус». Габаритный партнер весело сигналит и мчит под висящий экскаватор. Раз проскочил, другой… Браво!

Необычный концерт Череповецкий литейно-механический завод (ЧЛМЗ) устроил по случаю открытия новой линии по сборке тракторов мощностью 120 лошадок и погрузчика-экскаватора ЧЛМЗ-310. Помимо сборки легковесных колесников Минского тракторного завода, которые делают тут больше десяти лет, заработал новый конвейер.

- Оба проекта родом из Беларуси. И трактор, и погрузчик-экскаватор - детища МТЗ. Сборка машин в России - часть союзного машиностроительного кластера по выпуску спецтехники для сельского хозяйства, строительства, коммунальной сферы и лесозаготовок. Открытие новых линий профинансировал Сбербанк России, - рассказал Владимир Боглаев, генеральный директор ЧЛМЗ. - Погрузчики выходят под нашей маркой. Первая пилотная партия - пятнадцать машин. К 2020 году планируем собирать не менее шестисот экскаваторов в год.

РАБОТАЕШЬ - ПОЛУЧИ КВАРТИРУ

Практически все инженеры, работающие здесь, - с белорусскими паспортами. Человек пятьдесят. Отвечают за всю технологическую работу - установка двигателя, кабины, расточка, сварка.

- Работаю в отделе литейного производства. На компьютере в системе ProCast разрабатываю технологии отливки деталей для тракторов, - рассказывает 28-летний инженер-технолог Ян Чайковский.

Этот молодой специалист родом из Жодино. Отучился в минском БНТУ, несколько лет работал на МТЗ, а полтора года назад пригласили в Череповец. Прикипел к Вологодчине, обзавелся семьей - супругу встретил прямо на заводе. Молодожены в конце октября ждут рождения дочки.

И таких историй на ЧЛМЗ наберется с десяток. Директор завода Владимир Боглаев тоже родился в Жодино, работал на БелАЗе, в последние четырнадцать лет ведет союзные проекты. Уверяет: белорусов здесь не обижают. Полный соцпакет - служебное жилье, страховка, достойная зарплата.

Погрузчики-гиганты встали на пуанты
Всех белорусов, которые работают на Череповецком заводе, обеспечивают жильем и страховкой. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru

СОСТАВИМ КОНКУРЕНЦИЮ ИМПОРТУ

На открытие новой линии приехали и гости из министерств промышленности двух стран. Мужчины в галстуках важно прогуливались среди мощных агрегатов и с любопытством рассматривали новенькие машины.

- Буквально три года назад все экскаваторы-погрузчики в Россию привозили из-за рубежа. Наконец мы наладили свое производство. Доля импорта пока велика - около девяноста процентов. Но первый шаг сделан. При такой железной хватке мы сможем довести долю российских экскаваторов-погрузчиков до восьмидесяти процентов, - считает Евгений Корчевой, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли России. - Больше половины всех тракторов, производимых в Беларуси, продаются на российском рынке. России надо увеличивать экспортную долю компонентов в республику.

- В лучшие годы промышленный товарооборот между Беларусью и Вологодской областью достигал трехсот миллионов долларов. Из Вологодчины поставляли литье и различные металлы. Сейчас объемы уменьшились вдвое. Тому виной кризис и курс рубля к доллару, - объясняет Александр Огородников, заместитель министра промышленности Беларуси.

Любой белорусский трактор на шестьдесят процентов сделан из российских комплектующих. Более 150 предприятий России завозят запчасти для минских конвейеров.

БАЛАНС ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА

Тракторы - не единственный проект российско-белорусской кооперации. Ситуация такова: большинство транспортных перевозок между Северо-Западом России и Беларусью обслуживают компании с импортным автопарком - Scania или Volvo. Почему бы не перевозить грузы на надежных и современных «МАЗах»? Всерьез взялись за решение проблемы.

- Создаем транспортно-логистическую компанию, которая будет укомплектована тягачами «МАЗ». Пробная партия из десяти машин доказала свою работоспособность. Минские грузовики не уступают по цене-качеству импортной технике, - говорит гендиректор ЧЛМЗ Владимир Боглаев.

ДОСЛОВНО


Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства:

- Не так много у нас проектов в области машиностроения и высоких технологий с практической направленностью. Это один из крупнейших. Сегодня ЧЛМЗ производит около 1,7 тысячи тракторов - почти треть всех выпускаемых в России. С вводом новой линии погрузчиков-экскаваторов ЧЛМЗ-310 теперь есть все технологические возможности, чтобы собирать три-четыре тысячи машин в год.

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕВУШЕК - КРУЖЕВА

Первая кружевная мастерская в Вологде появилась в начале XIX века в селе Ковырино. И до сих пор мастерицы кудесничают над уникальными вологодскими узорами.

Откуда богатая помещица Засецкая из Ковырина прознала про дивный промысел - загадка. Но именно она задала моду на кружева среди знатных особ. Простые крестьянки могли только мечтать об узорных вытачках. Позже появятся станки, и кружева подешевеют. Хотя и сегодня вологодские изделия ручной работы нельзя сравнить по замысловатости орнаментов и красоте с фабричными. Стоят дорого и придают хозяйке особый статус.

ПЛЕТЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ С ЛАДОШКУ

Рабочее место современной кружевницы в вологодской мастерской «Снежинка» напоминает уютный уголок тургеневской барышни. В светлой комнате мастерица в домашних тапочках сидит у окна. Рядом с ней на пяльцах установлена цилиндрическая подушка с заготовкой - картонкой с рисунком и набитыми булавками. Девушка лет двадцати, держа в руках коклюшки (специальные крючки), делает из белых ниток мулине овальную насновку - один из лепестков будущего цветка.

- Плету переднюю часть жилета. За день продвигаюсь на ладошку. Дело кропотливое. Неусидчивые долго здесь не выдержат, - рассказывает самая молодая мастерица Елизавета Зайцева. Полгода назад она окончила Губернаторский колледж народных промыслов в Вологде. - Первое время болели руки, сейчас привыкла плести по восемь часов в день. Советами помогают старшие. Для себя наряд пока не успела сплести.

Погрузчики-гиганты встали на пуанты
В местных деревнях есть старая традиция. На новоселье первым делом в дом пускали петуха. Закукарекал - весело заживет семья. Затем - кошку. Побежала усатая в красный угол - хозяйничать будет жена, к печи - муж. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru

ПРОДАМ «ЖИГУЛИ», КУПЛЮ ПЛАТЬЕ

Кроме стандартных воротников, манжет и салфеток, девушки под заказ сплетут болеро, юбки и даже свадебные платья. Удовольствие недешевое. Так, солнечный кружевной зонтик, как у барышень в XIX веке, стоит больше ста тысяч рублей.

- Однажды к нам приехала заказчица - попросила венчальное платье. Для церемонии во Франции. Хотела именно кружевное, уникальное и неповторимое. Она решила продать свою машину «Жигули», чтобы оплатить нашу работу, - рассказывает Мария Агапова, генеральный директор фабрики «Снежинка». - На примерке, увидев наряд с очень элегантным лифом, невеста расплакалась. Потом прислала фотографии - жених и гости были под большим впечатлением.

Самый крупный заказ, который делали мастерицы «Снежинки», выполнялся шесть месяцев. Сто рукодельниц изо дня в день трудились над кружевом. В итоге получилось очень масштабное изделие. Что это была за вещь и для кого предназначалась, директор оставляет в секрете. Личные дела заказчиков - не для печати.

Погрузчики-гиганты встали на пуанты

Сегодня купить подлинные вологодские узоры непросто. Ручная работа стоит как настоящая драгоценность. Фото: Татьяна Мысова

МИЛЫЙ, НЕ ЗАБУДЬ МАНЖЕТЫ!

Вологодское производство «Снежинка» уникально тем, что здесь могут плести вещи нестандартных объемов. Поэтому за настоящими кружевами едут на север. Даже иностранцы. В Европе они в пять раз дороже.

Иногда в магазин захаживают и представители сильного пола. Не за подарками для своих дам, а за кружевными галстуками или манжетами.  

- В Беларусь вологодские кружева не поставляем, если только разово. Но работаем с продукцией Оршанского льнокомбината, - продолжает Мария Агапова. - Брали бы ее еще больше, но так как работаем с посредниками, цены завышены. Одежный лен очень высокого качества - только в Беларуси.

Погрузчики-гиганты встали на пуанты



Вместо золотого кольца - серебряное ожерелье

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников - о развитии региона.

- Первым делом - инвестиции. В середине октября в Вологде мы заложили камень крупнейшей фабрики по производству детского питания Nestle. Объем инвестиций - два миллиарда рублей. Это уже второй этап строительства фабрики. После ввода вологодский филиал будет самым крупным не только в России, но и в странах СНГ.

Второе направление - укрепление машиностроения. Государство вкладывает огромные деньги в лесопромышленный и сельскохозяйственный комплекс, а значит, понадобится много техники для работы. Поэтому связи с Беларусью - это наш приоритет. За четыре года провели огромную работу по локализации тракторной техники на базе ЧЛМЗ. В планах - совместный экспорт тягачей за пределы РФ.

Почему мы вообще этим занимаемся? Десять лет назад восемьдесят процентов вологодского бюджета формировало одно предприятие - «Северсталь». Поддерживать малый и средний бизнес не было нужды. В 2008-м после финансового кризиса экономика крупных предприятий рухнула. Бюджет области сократился в четыре раза. Единственным выходом стало развитие лесопромышленного кластера и бизнес-кооперации. И вот за семь лет объемы закупаемых товаров предприятиями области в других регионах снизились в шесть раз. Научились делать свое.

У нас есть много брендов помимо вологодского масла, кружева, Деда Мороза в Великом Устюге. Например, делаем черную икру. Шестьдесят процентов легального производства - в Вологде. Держим первое место в стране по выпуску сборных деревянных домов. Недавно создали единый бренд для туристов и инвесторов «Вологда - душа русского севера» с узнаваемым символом - кружевным голубем мира. Презентовали его на экономическом форуме в Сочи.
   
Разработали туристический проект «Серебряное ожерелье России». Аналог Золотого кольца охватывает весь Северо-Западный округ РФ, объединяя сотни маршрутов. По привлечению туристов работает больше ста компаний, подписался даже крупный туроператор Unitravel. Ежегодно Вологодчину посещают около двух миллионов человек. Всегда рады белорусам.

Думаем о прямом рейсе Череповец - Минск по мере укрепления кооперации с белорусами. Вот пример: три года назад в Москву и Петербург было всего три-четыре рейса в неделю, а сейчас ежедневно по три. Приезжающих из Беларуси с каждым годом все больше, не исключено, что будем летать без пересадок.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лавров назвал обучение ВСУ во Франции прямым участием в боевых действиях
  2. Шесть стран Европы обвинили РФ в якобы атаках на архитектуру безопасности
  3. Сергей Лавров: Россия согласна с пунктом декларации G20 по Украине
  4. Лавров заявил после ударов по Брянской области ATACMS, что Запад хочет эскалации
  5. Белорусские технологии строительства жилья будут использовать в Смоленске
  6. Литва остановила пропуск грузового транспорта на границе с Беларусью
  7. Великобритания выделит 9,5 миллиона долларов на снабжение Украины дронами
  8. Участников СВО освободят от взыскания исполнительского сбора с 1 декабря
  9. Вячеслав Володин: Мы обязаны сделать всё, чтобы память о героях нашей страны жила
  10. Вячеслав Володин: Обеспечение детей-сирот жильем должно быть приоритетом для регионов
  11. Вячеслав Володин поздравил преподавателей высшей школы с профессиональным праздником
  12. Владимир Путин встретился в Кремле с Алексеем Нечаевым
  13. МО РФ: ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по объекту в Брянской области
  14. Александр Лукашенко определил функции и порядок взаимодействия Всебелорусского народного собрания с другими органами власти
  15. Концерн «Калашников» завершает испытания нового барражирующего боеприпаса для российской армии

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной больших семей»

И это не фантастика, а - достижимая реальность.

МНЕНИЯ

Джоны — рваные препоны

Олег Зинченко

Байден разрешил Зеленскому весь мир утащить в могилу

Будет ли перевес на стороне противника?

Павел Родионов: Вопрос ребром

Для нас дальнобойные западные ракеты - дело привычное. ВСУ их давно использует в Крыму, Луганске, Мариуполе. ATACMS, которые решился отдать Байден, могут бить на триста километров.

Удар, который в Киеве заслужили

Михаил Васильев

Атакам по украинской инфраструктуре можно было положить конец еще в августе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также