Мэр Москвы Сергей Собянин: Не конкурируем, а дополняем друг друга
Между главными городами России и Беларуси семьсот километров, но едва ли найдутся столицы ближе по духу. Это помогает и в делах - товарооборот превысил миллиард долларов
ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ
Дни Москвы в Минске в июне 2016-го завершились подписанием масштабного плана мероприятий по развитию отношений. Президент РФ Владимир Путин поблагодарил мэра Златоглавой Сергея Собянина за инициативу и попросил помочь белорусским коллегам провести Дни Минска в Москве в 2018 году.
- Здесь удивительная атмосфера, дружелюбие, настрой на большое, долгосрочное сотрудничество, - сказал Сергей Собянин, посещая белорусскую столицу прошлым летом. - Наши города связывает огромная история отношений, которая длилась веками. Последние двадцать лет, когда СССР распался, с Беларусью, Минском остались тесные связи, которые год от года приобретают все новую динамику, захватывают разные отрасли хозяйства, начиная с социальной сферы и заканчивая транспортом, коммунальной сферой, строительством.
Развиваются также спортивные и культурные контакты. А сколько дружеских, родственных связей - и не перечесть! Двести тысяч москвичей имеют в своих паспортах запись, что они родились в Синеокой.
- Сегодня мы уже переходим к конкретному сотрудничеству и начинаем обсуждать реальные проблемы, которые волнуют обе стороны, - заметил председатель Мингорисполкома Андрей Шорец. - Это вопросы проведения госзакупок, IT, энергосбережения, логистики.
ГОЛОДНЫМИ НЕ ОСТАВЯТ
- Очень важно, что Москва и Минск - не конкуренты, - говорит Собянин. - Их экономики дополняют друг друга, помогая в сложные времена. Продукция республики на московском рынке заменила собой часть европейских товаров и, таким образом, помогла перенести продуктовое эмбарго достаточно легко.
Москвичи всегда могут купить свежее мясо, молочную продукцию, овощи, сладости из соседней страны. В столице работает около шестидесяти белорусских магазинов, каждый год проводится больше полусотни ярмарок.
Кроме того, продукция республики активно пошла в крупнейшие торговые сети. Доля поставок из Беларуси в общем импорте составляет 19 процентов, а по молокопродуктам - 84 процента! По итогам первого полугодия 2017-го вновь заметен рост по всем позициям.
КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ
- Мы заинтересованы в белорусских специалистах. В Москве ведется огромное строительство, город продолжает развиваться. Несмотря на проблемы, объем инвестиций не сокращается, - обнадеживает Собянин.
Один из крупнейших проектов - увеличение сети метрополитена. За четыре года построили два десятка новых станций. В ближайшие три года появится еще больше полусотни. Совместное белорусско-российское предприятие «Минскметрострой» строит Калининско-Солнцевскую линию и проектирует участки Кожуховской линии. Кстати, в прошлом году открыли ряд новых станций, одна из которых так и называется - «Минская». Жители прилегающих районов благодарны белорусам - они уж и не мечтали, что дождутся метро в шаговой доступности.
Минск тоже использует опыт московских инженеров. Построен первый снегоплавильный пункт по российскому проекту, перехватывающие парковки.
Наши столицы считаются городами с большим интеллектуальным потенциалом. Сотрудничают десятки научных центров. Поэтому простым строительством дело, как правило, не ограничивается. Всегда на объектах стараются внедрять самые передовые технологии.
РОДНЫЕ УГОЛКИ
Дружим домами
Не только страны, но и города имеют «посольства».
В Минске много лет успешно работает Дом Москвы, построенный по заказу мэрии столицы РФ. Здание в стиле русской усадьбы находится в самом центре города. Здесь проводят деловые форумы и концерты.
Интересы Минска в российской столице представляют Посольство РБ и белорусский павильон на ВДНХ. К слову, жюри конкурса «Московская реставрация» присудила последнему победу в прошлом году.
Обменялись города и объектами благоустройства дворовых территорий. «Московский дворик» появился на проспекте Независимости, а «Минский дворик» - на Борисовских прудах.
Сергей Стрельченко, Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:
- Россия и Беларусь настолько связаны, что даже дни рождения празднуют вместе - в один день 9 сентября. От всей души поздравляю москвичей и гостей российской столицы с Днем города и юбилеем. 870 лет - возраст почтенный, но город молодеет с каждым годом, становится современнее, комфортнее и краше. Реконструируются парки и скверы, площади и бульвары, развивается транспортная сеть и инфраструктура. Москва всегда была и будет уютным городом для жизни.
Минск - наша братская столица Союзного государства отмечает свой 950-летний юбилей. Город многое пережил, был почти полностью разрушен во время войны. Но все невзгоды пережиты, трудности преодолены. Сейчас это чистый, красивый, просторный мегаполис, которым по праву гордятся его жители.
Желаю Москве и Минску процветания, крепкой дружбы и успешных совместных проектов. И давайте почаще ездить друг к другу!
ИННОВАЦИИ
С электробуса - на аэроэкспресс
Какой русский не любит быстрой езды на белорусском транспорте!
К ТРАПУ - БЕЗ ПРОБОК
Многие спешили на рейс в «Шереметьево», «Домодедово» или «Внуково» на аэроэкспрессах. Но не все знают, что сделаны они в Беларуси на совместном со швейцарцами предприятии «Штадлер-Минск».
- Один из последних серьезных контрактов - соглашение на поставку двухэтажных электропоездов, которые будут ездить к московским аэровокзалам, - сообщил Сергей Собянин.
Закупят одиннадцать новеньких поездов.
«СЕРДЦЕ» НА БАТАРЕЙКЕ
Прошлым летом на выставке «Белагро-2016» настоящим хитом стал новый электробус «Белкоммунмаша». Его с интересом осмотрели главы государств - Владимир Путин и Александр Лукашенко, а также мэр российской столицы. И недавно Москва объявила, что с 2021 года вместо автобусов будет закупать в основном экологически чистые электробусы. Они заряжаются на конечных остановках и далее едут на энергии батарей. От них нет выхлопов, они бесшумные и очень удобные.
Белорусский электробус не единственный претендент на тендерах, которые начнут проводить уже в конце этого года. В Москве проходят испытания российские ЛиАЗ-6274 и КамАЗ-6282, белорусские Белкоммунмаш 43303А и Vitovt Max Electro, финский Linkker 13 и китайский Yutong. Но Москва - город огромный, и места в итоге хватит всем.
НАДЕЖНО НЕ ЗНАЧИТ ДОРОГО
Пока электробусы не захватили мир, продается и привычный транспорт. За последние годы в Москве сменилось две трети парка наземного подвижного состава, и в этом объеме около восьмисот машин - из Беларуси.
Также за последние пять лет российская столица закупила у белорусов около 1,7 тысяч единиц жилищно-коммунальной техники. Это погрузчики, самосвалы, снегоуборочные автомобили и многое другое. Особенно мэрия любит закупать автотехнику с комплектами навесного оборудования. Это позволяет использовать одну машину для нескольких операций.
- Белорусская техника зарекомендовала себя как надежная и простая в эксплуатации, обслуживании и ремонте, - пояснили в мэрии Москвы.