Скульптор Наталья Опиок: Космонавты - супермены, а все внимание достается певичкам
Недавно Россия и Беларусь встречали вернувшегося с орбиты Олега Новицкого. Приятные слова, подарки, приемы... Но об одном сюрпризе член экипажа МКС даже не догадывался. Покорителя космоса собираются увековечить в камне. Причем сделает это его землячка из Синеокой. Корреспондент «СВ» расспросила создателя изваяния о том, почему с лица Новицкого не сходит улыбка.
Из-под резца мастера вышел путешественник к звездам с по-настоящему «гагаринской» улыбкой. Фото: Евгения Заболотских.
С СЕМЬЕЙ НА ШЛЕМЕ
- Наталья, почему решили ваять космонавта?
- Чтобы восстановить справедливость. Ведь они все - настоящие супермены, а все внимание достается одним артистам. И никто не знает, какие у космонавтов характеры, о чем они мечтают. А ведь это интересно. Сначала покорителями орбиты заинтересовался мой отец - художник Николай Опиок.
- И первым написал портрет Новицкого?
- Олег изображен внутри корабля, будто ведет репортаж из космоса. Папа хотел показать его эмоции. Новицкий невероятно улыбчивый, позитивный человек. Писал его по фотографиям и видеоматериалам, так как не было возможности сделать портрет с натуры.
- Вам повезло больше?
- Да, Олег обещал попозировать. Нужно хотя бы два-три сеанса. Как только я решила делать его бюст, пришла в Посольство Беларуси и принесла эскиз. Мне сказали: «Слушайте, он как раз приземляется. Будет у нас в посольстве. Приходите, познакомим». Решили, что на нем будет откинутый назад шлем скафандра, как символ микрокосмоса отдельного человека. А на его поверхности - изображения его жены Юлии и их дочек. У Новицких невероятная семейная связь. Олег сказал после знакомства трогательные слова о том, что у него есть любимая, дети и только благодаря им он выживает там, в неизвестном пространстве. Бюст хочу отдать в дар посольству, тем самым заложить музей выдающихся современников, которые делают из жизни легенду.
ИСКУССТВО ВМЕСТО КОТИКОВ
- Знаю, что вы приложили руку к убранству храма Христа Спасителя в Москве.
- Шел 97-й год, мне не было и тридцати. Безумно сложное время. Художникам приходилось выживать. Им говорили: «Причем тут искусство! Сейчас рыбки нужны, завтра котики. На сувениры. Лепи их!» Это было тяжело для людей, воспитанных на академическом искусстве. Но два замечательных скульптора - Юрий Орехов и Владимир Цыгаль - собрали группу счастливчиков, нас было человек пять. И мы помогали им воссоздавать убранство храма Христа Спасителя. Нам достался фасад, обращенный к Кремлю. Там представлены русские святые заступники. Можно было выбрать персонажа, и я остановилась на царице, христианской святой Александре Римской. Мне нравилось ее имя и привлекало то, что она - персонаж отчасти мистический. Даже вроде как и не жила на самом деле. Хотя согласно житиям она была женой императора Диоклетиана. Увидев чудеса, связанные с Георгием Победоносцем, она обратилась в христианство. А муж приказал отрубить ей голову. Фотографии царицы Александры, конечно, не было. И я взяла за образец ее образ на софринской иконе.
- Ваш муж - художник. Два творческих человека в семье - наверное, тяжело?
- Порой очень непросто. Мы познакомились еще студентами. Леша учился на два года старше в мастерской Ильи Глазунова. Встретившись, мы минут пять смотрели друг на друга не в состоянии пошевелиться. А потом он предложил написать мой портрет.
С тех пор мы постоянно вместе двигаемся вперед, находимся в вечном поиске новых граней профессии и друг друга. Но когда живешь искусством, и жизнь надо рассматривать, как творческий процесс. Между нами - постоянный эксперимент, поэтому никогда не бывает скучно.
- Алексей писал портреты многих политиков - Евгения Примакова, Сергея Нарышкина, Кирсана Илюмжинова, а также Патриарха Алексия II. Не было желания повторить их в скульптуре?
- Конечно! Но в дело вмешивались личные пристрастия. Например, Алексей писал Солженицына, а я его не любила. При этом у супруга есть целая «Кирсаниана», посвященная первому президенту Калмыкии. Вот с ним мы уже договорились посотрудничать.
- Ваша семья наполовину белорусская. Традиции какие-то поддерживаете?
- Особенно те, что касаются кухни. Муж обожает, например, пышки, которые готовила еще моя бабушка. Или крупеню - перловый суп с добавлением жареных кусочков сала. Лучше всего он получается в деревенской печке.
ДОСЬЕ «СВ»
Наталья Опиок родилась 22 июня 1969 года в Гродно в семье художника и актрисы театра имени Янки Купалы. Окончила Минское художественное училище, затем - Московский художественный институт имени Сурикова. Среди ее самых известных произведений: в Москве - горельеф «Святая царица Александра» (храм Христа Спасителя), в Минске - рельефы и поклонный крест «Святой источник» (Дом Милосердия) и композиция «Голгофа». Замужем за живописцем Алексеем Парфеновым. Их 21-летняя дочь Анна - студентка МГИМО.