САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Татьяна Мысова

Крепче за баранку держись, белорусский шофер!

Почему жителя Могилева с национальными водительскими правами не взяли на работу в Москве, разбирался наш корреспондент

Александр Марин хотел восстановиться на родном предприятии, но получил от ворот - поворот. Фото: Татьяна Мысова

ЗАКОН ЗАПРЕЩАЕТ?

- Вот держу материал о том, что белорусские водительские права приравнены к российским, а мне отказывают в работе! Показываю «Союзное вече», а в ответ талдычат про то, что нельзя... - раздался звонок в редакции.

- Давайте по порядку... - беру ручку с блокнотом.

Итак, Александр Маврин из Могилева, 57 лет. Последние пять лет работал водителем автобуса в «Мосгортрансе». В первый день лета белоруса с национальными водительскими правами попросили написать заявление по собственному желанию - новый закон запрещал ему работать в России.

1 июня в силу вступили принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им водители из других стран, включая бывшие республики СССР, не имеют права использовать национальные водительские права для работы на пассажирском и грузовом видах транспорта.

Но как же так, ведь в Союзном государстве у россиян с белорусами - равные права, а они попали под общую гребенку? Союзные депутаты забили тревогу. В итоге на Совете Министров СГ оперативно подписали постановление, в котором черным по белому написано: граждане Беларуси со своими удостоверениями могут спокойно возить грузы и пассажиров в России. Документ вступил в силу 16 июня.

Почему же Александру Маврину отказывают в трудоустройстве?

В ЦИРКУЛЯРЕ ПРОПИСАНО...

С героем публикации встретились у Автопарка № 1, расположенного недалеко от метро «Калужская». Здесь Александр трудился последние годы. В потертых джинсах, черной футболке. Профессию выдает чуть сутулая спина - все-таки пятнадцать лет за баранкой.

- В Россию приехал в 2009-м. Три года в Подмосковье развозил овощи и медикаменты у частника. Потом устроился в московский Автопарк № 2 водителем автобуса. Через три года перевелся сюда. Все устраивало по условиям и заработку - получал до восьмидесяти тысяч в месяц, - рассказал Александр.

Деньги шофер тратил на строительство дома в Могилеве - уже под крышу подвел. Помогал детям и внукам.

- В автопарки присылали бумаги, напоминали приезжим, что если российских прав не будет - давай до свидания. Ну мы, белорусы (в конторе таких было несколько), знали, что нас это не касается. Поэтому в бланках расписывались просто автоматом.

В этом году водилы тоже поставили свои подписи и забыли о том. Но 1 июня их огорошили: на маршрут не выпустят.

- Ребята, закон вступил в силу. Узнают, что вас в рейс отправили, контору ждут большие штрафы, - объяснил начальник колонны.

Другие белорусы сразу уволились.

- Я заявление не писал. Взял отпуск, вернулся. И тут увидел публикацию в газете, что белорусам снова разрешили работать. Сколько радости было! Думаю, вот как быстро все решили. Текст постановления, что вы опубликовали, вырезал и пошел к начальнику колонны №4 Анатолию Бакунину. Он равнодушно глянул: «Это все ерунда. В циркуляре «Минтранса» четко прописано, что у всех водителей должны быть только российские права». Тем временем друзья из Подмосковья, Петербурга рассказывали, что спокойно устроились на работу и выходят на маршруты.

ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ. ОБЪЯСНЕНИЙ ТОЖЕ

Вместе с Александром отправились за разъяснением.

- Без высшего руководства никаких интервью, - сразу открестился Анатолий Бакунин.

- Интервью и не нужно. Всего лишь хотим понять, по какой причине Александр Маврин не допускается к работе, если запретов нет.

- В связи с тем, что с иностранными правами работать в России нельзя.

- Но ведь все разрешающие документы имеются, - в доказательство протянули распечатки.

- Выполняю распоряжение. Обратитесь в управление.

На вопрос, как может охарактеризовать своего белорусского сотрудника, улыбнулся:

- Претензий к Маврину нет, исполнительный и добросовестный.

Отправились в Юго-Западный филиал «Мосгортранса», куда относится Автопарк № 1.

Любопытно наблюдать, как водитель, который на городские пейзажи смотрел через кабину автобуса, вдруг оказался на месте пассажира.

- Сто раз проезжал этот маршрут и не видел, какая красота кругом, - удивлялся Александр. - Из кабины не успеваешь всего разглядеть - нужно следить за дорогой, за людьми.

За полчаса добрались до пункта назначения. Охранники на проходной посмотрели документы, но не пустили: «Без записи не положено». В приемной директора секретарь на все вопросы отвечала: «Комментариев не даем, все через пресс-служ-бу».

Отправили запрос. Через две недели пришел ответ от руководителя пресс-службы «Мосгортранса» Дмитрия Глухова: «Нормативно-правовые акты Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государствами-участниками. «Мосгортранс» сможет принимать на работу водителей с национальными водительскими удостоверениями белорусского образца после вступления в силу соответствующего федерального закона».

А КАК У ДРУГИХ?


Всех работников быстро вернули

Мы позвонили в те компании, в которых с начала лета были вынуждены увольнять попавших под раздачу шоферов.

Ситуация тогда была тяжелая: водителей из Синеокой заменить не получилось. Службы такси, компании по грузовым и пассажирским перевозкам терпели серьезные убытки. Поэтому после выхода союзного документа вернули всех работников обратно.

- Сегодня проблем с трудоустройством белорусов у нас нет. После 16 июня они, как и прежде, выходят на рейсы, - рассказал директор питерской компании «Народное такси» Дмитрий Горбунов. - У нас работают около десяти белорусов. Двери открыты, пусть приходят, устроим - хороших водителей всегда не хватает.

- В штате двадцать белорусов - все толковые ребята. Никого даже не увольняли. Ждали, что оперативно решат вопрос. Понятно было, что накладка какая-то вышла в законодательстве, - говорит менеджер компании «Везет Смоленск» Игнат Скворцов. - На две недели шоферов временно отстранили, потом всех восстановили.

Подобные ответы дали менеджеры пяти региональных такси и грузоперевозчиков Брянска, Смоленска и Подмосковья.

Интернет пестрит вакансиями: нужен личный водитель, таксист, грузчик на машине. Зарплата - от пятидесяти тысяч и выше. Из списка выбираем известную компанию «Грузовичкоф»: полный соцпакет, оформление по ТК, удобный график. Место ищем 35-летнему белорусу с правами категории «В» и четырехлетним опытом работы.

- Никаких ограничений для белорусов нет. Для оформления из документов понадобятся временная регистрация, паспорт, права, трудовая книжка. Приходите на собеседование, - пояснили кадровики.

СОВЕТ


Что делать, если вы попали в похожую ситуацию

Вариант 1. Пойти в государственную трудовую инспекцию по месту жительства в России и написать жалобу. Сейчас это сделать можно, не выходя из дома. Федеральная онлайн-инспекция работает на сайте https://онлайнинспекция.рф. Либо скачать мобильное приложение «Я - инспектор для Android» и оставить запрос. По закону ответить вам должны в течение тридцати дней.

Вариант 2. Обратиться в суд по месту нахождения работодателя и потребовать оплатить простой в работе плюс возмещение морального ущерба.

- Самое эффективное - подать исковое заявление по причине трудовых правонарушений. При этом потерпевший может оговорить дополнительные требования: частичную выплату заработной платы (отсчет с 16 июня), а также возмещение морального ущерба. Обращаться нужно в суд по месту нахождения юридического лица вашей организации, - советуют специалисты по трудовым спорам московской компании «ГрандКонсалт».

РАЗРУЛИЛИ ВОПРОС

Так все-таки кто прав? В этом вопросе помогли разобраться эксперты

Президент России Владимир Путин подписал поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Они вступили в силу 26 июля. Работать с национальными водительскими удостоверениями в России разрешили киргизам и гражданам стран, где русский язык признан в качестве официального.

На нехватку такого документа, судя по всему, и ссылались юристы «Мосгортранса», отказывая в работе Александру Маврину. Но имеет ли этот закон прямое отношение к нашей истории? И нужен ли он белорусам вообще?

Прокомментировал ситуацию председатель Комиссии Парламентского Собрания по Регламенту и законодательству Артем Туров:

- Налицо факт нарушения международного Договора между Россией и Беларусью «О равных правах граждан» (см. подробнее ниже). Кроме этого, есть июньское постановление Совета Министров СГ «О признании национальных водительских удостоверений на территории Союзного государства» - это наднациональный акт, который выше федеральных и республиканских законов России и Беларуси. Оно имеет полную юридическую силу с 16 июня 2017 года.

Никакого федерального закона для признания белорусских водительских прав дополнительно и не нужно. Согласно Договору о создании Союзного государства, в статье 60 пункт 3 четко прописано: «Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы».

Поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения», подписанные Владимиром Путиным 26 июля, к российско-белорусской повестке отношения не имеют.

Исходя из этого, могилевчанин Александр Маврин на основании нарушения трудовых правоотношений может подать в суд на «Мосгортранс». Мы взяли случай под свой контроль и восстановим его на работе.

Заместитель начальника Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Анна Шпак:

- В Союзном государстве российские и белорусские документы для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий признаются без легализации. Также россияне и белорусы имеют равные права на трудоустройство. Это закреплено в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» и Договоре «О равных правах граждан».

Чтобы реализовать эти положения, Советом Министров СГ и принято постановление «О признании национальных водительских удостоверений на территории СГ». Оно определяет порядок, по которому национальные водительские удостоверения, выданные компетентными органами России и Беларуси, не подлежат дополнительной легализации при осуществлении гражданами двух стран предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, на территории Беларуси и России. Пунктом 2 прописано, что постановление вступает в силу со дня его подписания.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также