САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Татьяна Мысова

Крепче за баранку держись, белорусский шофер!

Почему жителя Могилева с национальными водительскими правами не взяли на работу в Москве, разбирался наш корреспондент

Александр Марин хотел восстановиться на родном предприятии, но получил от ворот - поворот. Фото: Татьяна Мысова

ЗАКОН ЗАПРЕЩАЕТ?

- Вот держу материал о том, что белорусские водительские права приравнены к российским, а мне отказывают в работе! Показываю «Союзное вече», а в ответ талдычат про то, что нельзя... - раздался звонок в редакции.

- Давайте по порядку... - беру ручку с блокнотом.

Итак, Александр Маврин из Могилева, 57 лет. Последние пять лет работал водителем автобуса в «Мосгортрансе». В первый день лета белоруса с национальными водительскими правами попросили написать заявление по собственному желанию - новый закон запрещал ему работать в России.

1 июня в силу вступили принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им водители из других стран, включая бывшие республики СССР, не имеют права использовать национальные водительские права для работы на пассажирском и грузовом видах транспорта.

Но как же так, ведь в Союзном государстве у россиян с белорусами - равные права, а они попали под общую гребенку? Союзные депутаты забили тревогу. В итоге на Совете Министров СГ оперативно подписали постановление, в котором черным по белому написано: граждане Беларуси со своими удостоверениями могут спокойно возить грузы и пассажиров в России. Документ вступил в силу 16 июня.

Почему же Александру Маврину отказывают в трудоустройстве?

В ЦИРКУЛЯРЕ ПРОПИСАНО...

С героем публикации встретились у Автопарка № 1, расположенного недалеко от метро «Калужская». Здесь Александр трудился последние годы. В потертых джинсах, черной футболке. Профессию выдает чуть сутулая спина - все-таки пятнадцать лет за баранкой.

- В Россию приехал в 2009-м. Три года в Подмосковье развозил овощи и медикаменты у частника. Потом устроился в московский Автопарк № 2 водителем автобуса. Через три года перевелся сюда. Все устраивало по условиям и заработку - получал до восьмидесяти тысяч в месяц, - рассказал Александр.

Деньги шофер тратил на строительство дома в Могилеве - уже под крышу подвел. Помогал детям и внукам.

- В автопарки присылали бумаги, напоминали приезжим, что если российских прав не будет - давай до свидания. Ну мы, белорусы (в конторе таких было несколько), знали, что нас это не касается. Поэтому в бланках расписывались просто автоматом.

В этом году водилы тоже поставили свои подписи и забыли о том. Но 1 июня их огорошили: на маршрут не выпустят.

- Ребята, закон вступил в силу. Узнают, что вас в рейс отправили, контору ждут большие штрафы, - объяснил начальник колонны.

Другие белорусы сразу уволились.

- Я заявление не писал. Взял отпуск, вернулся. И тут увидел публикацию в газете, что белорусам снова разрешили работать. Сколько радости было! Думаю, вот как быстро все решили. Текст постановления, что вы опубликовали, вырезал и пошел к начальнику колонны №4 Анатолию Бакунину. Он равнодушно глянул: «Это все ерунда. В циркуляре «Минтранса» четко прописано, что у всех водителей должны быть только российские права». Тем временем друзья из Подмосковья, Петербурга рассказывали, что спокойно устроились на работу и выходят на маршруты.

ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ. ОБЪЯСНЕНИЙ ТОЖЕ

Вместе с Александром отправились за разъяснением.

- Без высшего руководства никаких интервью, - сразу открестился Анатолий Бакунин.

- Интервью и не нужно. Всего лишь хотим понять, по какой причине Александр Маврин не допускается к работе, если запретов нет.

- В связи с тем, что с иностранными правами работать в России нельзя.

- Но ведь все разрешающие документы имеются, - в доказательство протянули распечатки.

- Выполняю распоряжение. Обратитесь в управление.

На вопрос, как может охарактеризовать своего белорусского сотрудника, улыбнулся:

- Претензий к Маврину нет, исполнительный и добросовестный.

Отправились в Юго-Западный филиал «Мосгортранса», куда относится Автопарк № 1.

Любопытно наблюдать, как водитель, который на городские пейзажи смотрел через кабину автобуса, вдруг оказался на месте пассажира.

- Сто раз проезжал этот маршрут и не видел, какая красота кругом, - удивлялся Александр. - Из кабины не успеваешь всего разглядеть - нужно следить за дорогой, за людьми.

За полчаса добрались до пункта назначения. Охранники на проходной посмотрели документы, но не пустили: «Без записи не положено». В приемной директора секретарь на все вопросы отвечала: «Комментариев не даем, все через пресс-служ-бу».

Отправили запрос. Через две недели пришел ответ от руководителя пресс-службы «Мосгортранса» Дмитрия Глухова: «Нормативно-правовые акты Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государствами-участниками. «Мосгортранс» сможет принимать на работу водителей с национальными водительскими удостоверениями белорусского образца после вступления в силу соответствующего федерального закона».

А КАК У ДРУГИХ?


Всех работников быстро вернули

Мы позвонили в те компании, в которых с начала лета были вынуждены увольнять попавших под раздачу шоферов.

Ситуация тогда была тяжелая: водителей из Синеокой заменить не получилось. Службы такси, компании по грузовым и пассажирским перевозкам терпели серьезные убытки. Поэтому после выхода союзного документа вернули всех работников обратно.

- Сегодня проблем с трудоустройством белорусов у нас нет. После 16 июня они, как и прежде, выходят на рейсы, - рассказал директор питерской компании «Народное такси» Дмитрий Горбунов. - У нас работают около десяти белорусов. Двери открыты, пусть приходят, устроим - хороших водителей всегда не хватает.

- В штате двадцать белорусов - все толковые ребята. Никого даже не увольняли. Ждали, что оперативно решат вопрос. Понятно было, что накладка какая-то вышла в законодательстве, - говорит менеджер компании «Везет Смоленск» Игнат Скворцов. - На две недели шоферов временно отстранили, потом всех восстановили.

Подобные ответы дали менеджеры пяти региональных такси и грузоперевозчиков Брянска, Смоленска и Подмосковья.

Интернет пестрит вакансиями: нужен личный водитель, таксист, грузчик на машине. Зарплата - от пятидесяти тысяч и выше. Из списка выбираем известную компанию «Грузовичкоф»: полный соцпакет, оформление по ТК, удобный график. Место ищем 35-летнему белорусу с правами категории «В» и четырехлетним опытом работы.

- Никаких ограничений для белорусов нет. Для оформления из документов понадобятся временная регистрация, паспорт, права, трудовая книжка. Приходите на собеседование, - пояснили кадровики.

СОВЕТ


Что делать, если вы попали в похожую ситуацию

Вариант 1. Пойти в государственную трудовую инспекцию по месту жительства в России и написать жалобу. Сейчас это сделать можно, не выходя из дома. Федеральная онлайн-инспекция работает на сайте https://онлайнинспекция.рф. Либо скачать мобильное приложение «Я - инспектор для Android» и оставить запрос. По закону ответить вам должны в течение тридцати дней.

Вариант 2. Обратиться в суд по месту нахождения работодателя и потребовать оплатить простой в работе плюс возмещение морального ущерба.

- Самое эффективное - подать исковое заявление по причине трудовых правонарушений. При этом потерпевший может оговорить дополнительные требования: частичную выплату заработной платы (отсчет с 16 июня), а также возмещение морального ущерба. Обращаться нужно в суд по месту нахождения юридического лица вашей организации, - советуют специалисты по трудовым спорам московской компании «ГрандКонсалт».

РАЗРУЛИЛИ ВОПРОС

Так все-таки кто прав? В этом вопросе помогли разобраться эксперты

Президент России Владимир Путин подписал поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Они вступили в силу 26 июля. Работать с национальными водительскими удостоверениями в России разрешили киргизам и гражданам стран, где русский язык признан в качестве официального.

На нехватку такого документа, судя по всему, и ссылались юристы «Мосгортранса», отказывая в работе Александру Маврину. Но имеет ли этот закон прямое отношение к нашей истории? И нужен ли он белорусам вообще?

Прокомментировал ситуацию председатель Комиссии Парламентского Собрания по Регламенту и законодательству Артем Туров:

- Налицо факт нарушения международного Договора между Россией и Беларусью «О равных правах граждан» (см. подробнее ниже). Кроме этого, есть июньское постановление Совета Министров СГ «О признании национальных водительских удостоверений на территории Союзного государства» - это наднациональный акт, который выше федеральных и республиканских законов России и Беларуси. Оно имеет полную юридическую силу с 16 июня 2017 года.

Никакого федерального закона для признания белорусских водительских прав дополнительно и не нужно. Согласно Договору о создании Союзного государства, в статье 60 пункт 3 четко прописано: «Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы».

Поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения», подписанные Владимиром Путиным 26 июля, к российско-белорусской повестке отношения не имеют.

Исходя из этого, могилевчанин Александр Маврин на основании нарушения трудовых правоотношений может подать в суд на «Мосгортранс». Мы взяли случай под свой контроль и восстановим его на работе.

Заместитель начальника Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Анна Шпак:

- В Союзном государстве российские и белорусские документы для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий признаются без легализации. Также россияне и белорусы имеют равные права на трудоустройство. Это закреплено в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» и Договоре «О равных правах граждан».

Чтобы реализовать эти положения, Советом Министров СГ и принято постановление «О признании национальных водительских удостоверений на территории СГ». Оно определяет порядок, по которому национальные водительские удостоверения, выданные компетентными органами России и Беларуси, не подлежат дополнительной легализации при осуществлении гражданами двух стран предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, на территории Беларуси и России. Пунктом 2 прописано, что постановление вступает в силу со дня его подписания.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Стали известны итоги голосования на первом открывшемся участке в США
  2. Беларусь и РФ определили опорные вузы для создания Сетевого университета
  3. Путин пожелал Беларуси успехов в проведении выборов 2025 года
  4. МО Беларуси: НАТО готовится к вооруженному конфликту с Минском и Москвой
  5. На заседании Совета Министров Союзного государства подписан пакет документов о сотрудничестве
  6. Путин заявил о необходимости определить уровень владения русским языком для иностранцев
  7. Вячеслав Володин обсудил с Алексеем Текслером социально-экономическое положение Челябинской области
  8. Совет Министров Союзного государства принял ряд решений по пригородным перевозкам
  9. На заседании Совета Министров учреждена медиакомпания Союзного государства
  10. Украинский БПЛА влетел в многоэтажку в Белгороде
  11. Вячеслав Володин: Наша задача – законодательно обеспечить развитие отечественных предприятий
  12. Россия и Беларусь приняли решение об отмене роуминга на территории Союзного Государства
  13. Вячеслав Володин предложил проработать вопросы подготовки инженеров-робототехников
  14. МО РФ: Киев хотел захватить Курскую АЭС силами 20 тыс. военных
  15. Владимир Путин принял верительные грамоты у новых послов 28 государств

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского собрания комментируют некоторые события Союзного государства и мира

Депутаты ПС вовлечены во все ключевые события, происходящие на просторах Союзного государства. Представляем их комментарии о некоторых аспектах мировой и внутренней политики.

Политика

Александр Вулин: Желать победы над Россией глупо, опасно, безответственно!

На II Минскую международную конференцию по евразийской безопасности собрались государственные деятели, политики и эксперты из 45 стран. Разрабатывали Хартию многообразия и многополярности в XXI веке

МНЕНИЯ

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

Куриная слепота по-фински

Олег Зинченко

Декоммунизация стёрла северным соседям память.

Со щитом или на щите

Анатолий Заусайлов

Польша начала строительство забора на границе с Россией и Беларусью


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также