Пойдем на МИРовую
25 лет назад в 1992 году президент Нурсултан Назарбаев предложил создать телеканал межнационального общения
ТОЧКА ОТСЧЕТА
Когда главы СНГ подписали документ, началась точка отсчета истории «Мира».
- Как ни странно, он оказался документом немедленного действия, - говорит председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин. - Через полгода в эфире «Останкино» (теперь Первый канал. - Ред.) начал выходить воскресный итоговый тележурнал «Вместе». Мой заместитель Екатерина Абрамова до сих пор ведет эту программу на частоте телеканала «Мир».
- Но ведь начало 90-х - это самый рассвет центробежных тенденций, а тут такое интеграционное решение?..
- У глав государств СНГ было желание не терять единое пространство в культурном, информационном, да и моральном смысле. И то, что «Мир» спустя 25 лет существует и даже неплохо развивается, говорит о главном: единое информационное пространство есть, и оно нужно не только политическому руководству наших стран, но и нашим народам.
- К 25-летию Договора о коллективной безопасности вы сделали цикл телепрограмм с президентами государств-участниц Организации. Вы работаете с первыми лицами много лет. Что самое сложное в этаких интервью?
- Президенты стран СНГ и ОДКБ - мои работодатели. Когда встречаюсь с ними, как председатель МТРК «Мир» я должен дать отчет о проделанной работе. Совершенно другая история, когда работаю как журналист и интервьюер: я должен задавать те вопросы, которые действительно интересуют меня и моего зрителя. Они могут быть разные, удобные и не очень.
Попасть в графики президентов было сложно. Остальное - в наших руках: можем снимать, если нужно, даже ночью. В этот раз было пять столиц за две недели. С нами было четыреста килограммов оборудования и бригада из восьми человек. Телевидение, это, как известно, «внучка» фотографии, которая с латыни переводится, как «светопись». Каждый раз как минимум четыре часа для подготовки помещения и техники к интервью.
ДВЕ ПЯТИЛЕТКИ
- Юбилейная тема в этом году актуальна и лично для вас. Согласны, что за те десять лет, которые вы возглавляете «Мир», компания превратилась в одного из самых влиятельных игроков на евразийском медийном поле?
- В 2007 году я пришел из ВГТРК - крупнейшего медиахолдинга, по количеству зрителей и охвату он превышает даже английскую БиБиСи. «Мир» был на очень скромном счету. Для меня как менеджера это был серьезный вызов. Нужно было менять в себе многое: ментальность, подходы. Одно дело работать на национальном канале, и другое - в международной компании с акционерами в лице государств СНГ, где у всех равные права вне зависимости от того, кто и сколько вносит в общую копилку.
Помог опыт участия в проекте «Евроньюс», панъевропейского телеканала, одним из владельцев которого является ВГТРК. Но и этот опыт пришлось адаптировать к нашим евразийским особенностям. Ведь на «Евроньюс» каждый из акционеров создает свою языковую версию. Согласовывается видео и основные подходы, но журналист все равно говорит свой текст, расставляет свои акценты. «Мир» же вещает на все страны на одном языке
и с одним продуктом.
«Мир» отличает очень высокая степень интеграции, и гораздо более жесткое взаимодействие в рамках редакционной политики. Мы ее формулируем как принцип максимально закрытой журналистской позиции: не навязываем свою точку зрения, даем только факты и ни в коем случае не пытаемся интерпретировать их. К сожалению, а может быть и к счастью, жанр публицистики, который присущ другим телеканалам, мы не используем.
В ЕВРАЗИЙСКОМ ФОКУСЕ
- В одном из своих интервью вы приводили пример, когда в 2008 году одна съемочная группа «Мира» работала в Гори, по которому наносили удары русские военные, а вторая в Цхинвали под обстрелом грузинских войск. Не создает ли это проблемы в штаб-квартире, в Москве?
- Создает. Прежде всего для меня как менеджера, человека, которому главы государств-участников СНГ доверили управление. В этом отличие межгосударственного канала от национального: надо сочетать элементы менеджмента и дипломатии.
- Судя по результатам, дипломатия не подвела. Если подвести какие-то предварительные итоги, чем гордитесь больше всего, что удалось из задуманного, что - нет?
- За это время удалось увеличить аудиторию нашего главного канала «Мир» в четырнадцать раз. Мы сделали его общенациональным в пяти странах - в них у канала есть фиксированная «кнопка». Запустили первый Международный евразийский информационный телеканал «Мир 24» и первый премиальный евразийский канал высокой четкости - «Мир HD». Расширили зоны вещания радио «Мир». Раньше в России на средних волнах была одна точка вещания в Сыктывкаре, теперь - 65 радиостанций. Мы вещаем на две трети территории Кыргызстана и по всей Беларуси. На нашем портале ежедневно - не менее 250 тысяч уникальных посетителей, в принципе это сопоставимо с любым национальным печатным медиаресурсом или интернет-порталом.
- Как идет экспансия «Мира»?
- В странах ЕАЭС есть трансляции в национальных мультиплексах. Мы уже вышли за рамки СНГ. Вещаем в Австрии, Болгарии, Германии, Латвии, Литве, Хорватии, США, Канаде, Швейцарии и др.
- Чем порадуете в новом телесезоне?
- К юбилею готовим специальный цикл программ с нашими героями - встречи 25 лет спустя. Будет отдельная промокампания, большой календарь событий. Новый телевизионный сезон начинается в сентябре, и сейчас мы интенсивно работаем, чтобы выйти к зрителю с мощным и ярким редакционным портфелем.
О ПРОФЕССИИ
Дилетант - любознательный человек
- Может быть, для обывателей это не так очевидно, но вы сегодня одна из самых влиятельных персон евразийского медиапространства. Кроме МТРК, в вашей жизни есть еще и преподавательская деятельность в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
- Когда мы пятнадцать лет назад создавали в ВШЭ факультет медиакоммуникаций, хотели, как работодатели, создать систему подготовки кадров, в которых нуждается современная индустрия. Теперь у нас уже есть отделение и медиадизайна, и социальных коммуникаций. За эти годы большинство наших выпускников состоялись в профессии, выросли в звезд российских федеральных каналов, некоторые стали сотрудниками зарубежных компаний.
Для меня самого работа профессора ВШЭ - значимый способ самореализации. Здесь не схалтуришь: надо подготовиться к каждой лекции, написать текст, выложить в сеть промежуточные задания. Ну и, кроме всего, есть формальная работа, которая занимает много времени, но дисциплинирует.
- Судя по всему, вы перфекционист, спуску не даете прежде всего себе. Ну а к чужим слабостям как, снисходительны?
- Только если это не касается работы. Не ошибается тот, кто ничего не делает, но я не могу быть снисходительным к таким людям. Наша профессия - удивительная. Ведь журналист - это дилетант, который ни в чем сам может глубоко и не разбираться. Но его профессионализм в том, что обо всем происходящем он должен рассказывать людям интересно и увлекательно. А для этого нужно постоянно самому учиться.
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
С газетной полосы - в эфир
Мультимединый проект «Беларусь сегодня» с редакцией газеты «СБ - Беларусь Сегодня» в этом году тоже празднует юбилей.
- Пять лет телепроекта - много или мало?
- Когда-то я попросил наших белорусских «мировских» коллег выйти на редакцию крупнейшей газеты Беларуси с предложением делать общий мультимедийный проект о жизни, о том, что больше всего волнует простых граждан. Для нас было принципиально важно показать читательской аудитории «СБ», что мы тот телеканал, который живет вместе с ними одними радостями и проблемами, работает для них.
Темы передач приходили из газетных статей, и мы переводили их в телевизионный формат, делали истории с продолжением. По ощущениям, как говорят у нас на телевидении, «передача» сложилась и, проект получился, за это надо поблагодарить и руководство главного издания Беларуси, и лично Павла Якубовича.
- Как измеряется успех или провал телепроекта? Есть ли обратная связь со зрителем?
- Для телевидения очень важны рейтинги телесмотрения. Мы за этим следим строго. Теперь можно каждую минуту отслеживать, что зрителю интересно, что зацепило, более того, я даже знаю попадание в целевую аудиторию. Действуем абсолютно рыночно: если программа не интересна зрителю, она в эфир больше не выходит.