Небо. Самолеты. Девушки. И бомбы…
МАКС в этом году отметил юбилей - авиасалону 25
Чистое мирное небо над головой. Тронутые ласковым загаром симпатичные девушки. И, конечно, самолеты - один круче другого.
В салоне участвовало более 800 компаний со всего мира. Общая сумма заключенных контрактов превысила 400 миллиардов рублей. Более 250 российских фирм и предприятий представили на выставке десятки разработок в области боевой и гражданской авиации, многие из которых превосходят зарубежные аналоги
Миг, которого ждали
Главной звездой нынешнего МАКСа стал истребитель МИГ-35. Самолет, которого ждали все. Настоящая премьера сезона. Характеристики сумасшедшие. Всеракурсные управляемые сопла позволяют ему крутить в воздухе такие кренделя, которые не под силу больше ни одной машине, кроме СУ-27 СМ. Сотни иностранных наблюдателей в форме (и в штатском) приехали в Жуковский поглазеть на новинку. Для пущей торжественной один из МИГов даже взгромоздили на специальный постамент у основного прохода к летному полю. Каждый посетитель считал своим долгом сфотографироваться на фоне нового машины.
«Есть только МИГ и…все остальные», - скаламбурил однажды один пилотов-испытателей микояновской фирмы. В эти дни его слова были не так уж далеки от истины.
МИГ-35 впервые показали широкой публике. Фото: Ив Гайдаш
МИГ-35 – воздушный акробат и академик в одном лице. Его бортовой компьютер – словно глаз зоркого сокола. Способен держать под прицелом сразу 30 целей в радиусе до 300 километров. И атаковать самые опасные из них. В полете машина закладывал умопомрачительные виражи. Крутился на месте вокруг собственной оси. И даже летал хвостом вперед к восторгу тысяч зрителей на лужайке рядом с взлетной полосой.
Совершенство в квадрате. Даже в – кубе. Но как же долог был путь к этому совершенству. Был момент, когда тема «тридцать пятого» оказалась на грани закрытия. Но пронесло. Хватило мудрости, осознать, что только тяжелыми истребителями современные ВВС оснащать недальновидно. Да и накладно в эксплуатации. МИГ-35 прямой потомок легендарного МИГ-29. Создатели «девятки» заложили в конструкцию практически безграничный потенциал для модернизации, который блестяще реализуется. Эх, если бы «мигараям» еще не пытались подрезать крылья в прежние годы, но не будем о грустном.
- Экспортный потенциал у этого самолета как у преемника Миг-29, очень высокий, - считает генеральный директор РСК МИГ Илья Тарасенко. - Заказчиками крупных партий самолетов могут стать такие страны, как Бангладеш, которая традиционно использует российскую технику, а также Индия, и страны Южной, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. А с Казахстаном уже на выставке было подписан соглашение о создании там сервисного центра и производства узлов МиГ-35.
Школяр превращается в хищника
Российский истребитель пятого поколения мужает на глазах.
Откровенно порадовал Т-50 - истребитель пятого поколения, завтрашний день российских ВВС. Самолет мужает на глазах. Превращается в беспощадного воздушного убийцу. Таким и должен быть настоящий истребитель.
Сужу как очевидец. Премьера Т-50 на МАКСе состоялась шесть лет назад. Но тогда он был совсем сырым. И впечатления остались двоякие. Самолет летал уж слишком осторожненько, словно как досаафовский школяр. Пилоты, казалось, боялись сделать лишнее движение, чтобы аппарат элементарно не развалился от перегрузки. А потом и вовсе случился конфуз. Машина разбегалась по полосе, готовясь взлететь, вдруг раздался хлопок, из сопла вылетело облачко дыма. Произошел помпаж двигателя, тоже не совсем тогда доведенного. В западных СМИ немало покуражились, над неумение русских создавать современную технику. Зря радовались, господа!
На нынешнем МАКСе пилоты Т-50 устроили настоящий воздушный бой с элементами высшего пилотажа, недоступными обычным истребителям. Сверхманевренность машине обеспечивают двигатель с поворотным соплами. Они же позволяют истребителю лететь на сверхзвуке в крейсерском режиме, не включая форсаж. А это гигантская экономия топлива и ресурса движка.
Да, из-за бардака девяностых Россия опоздала с созданием истребителя пятого поколения, как минимум, лет не десять. Американский летающий хищник F-22 Рэптор производится серийно с 2001 года. Но это тот самый случай, когда отставание во времени дает выигрыш в качестве. Президент России Владимир Путин, который знает о многих нюансах больше любого обывателя. однажды сказал: что машина получает очень хорошей, и по ряду характеристик значительно превосходит зарубежные аналоги.
- Самолет имеет особое покрытие, особую форму, из-за этого обладает значительными преимуществами в бою, - сказал журналистам после показательного воздушного поединка шеф-пилот суховской фирмы, Герой России Сергей Богдан.
Главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев сообщил, что первый этап госиспытаний истребителя пятого поколения Т-50 завершен.
- Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов, - добавил главком.
Пальма распустилась над Жуковским
Арабские асы окуривали зрителей дымами и «сажали» в небе деревья
Из-за дурацких санкций в это раз мы не увидели в небе ни французских, ни итальянских, ни американских асов. Зато впервые на МАКСе выступила пилотажная группа из Объединенных Арабских Эмиратов «Al Fursan» - Рыцари. Зажгли летающие шейхи не по-детски. Причем, в буквальном смысле. Перед стартом на взлетной полосе проверили работы генераторов цветных дымов. И огромное разноцветное облако ветром принесло на зрителей, окутав их праздничной дымкой. Летают арабы на итальянских машинах Aermacchi MB-339. Итальянское влияние ощущается даже в их пилотаже. Видимо учителями были асы легендарной группы «Фречче Триколори», не раз выступавшей на МАКСе. Даже коронный номер из репертуара итальянцев показали. У любителей спагетти он называется «Пьяный пилот. Самолет вихляется из стороны в сторону, едва не касаясь колесами земли, и, кажется, вот-вот врежется. Арабы, у которых с алкоголем строго, этот номер оставили без названия. Но болтанку их пилот изобразил вполне себе валидольную, правда, повыше от земли, чем это делают итальянцы. Завершили свой пилотаж арабский рыцари роспуском – пальма. Взмыв ввысь, самолеты разошлись синхронно в разные стороны, и в безоблачно-синем подмосковном небе распустился гигантский разноцветный цветок.
- И все же самолеты – это здорово, - с восхищенным придыханием произнесла стоявшая рядом коллега.
Я с ней категорически согласился.
Пилотажная группа из Объединенных Арабских Эмиратов «Al Fursan». Фото: Ив Гайдаш
Наш ответ конкурентам
Подвинем «Боинг» и «Эрбас»
Обидно понимаешь. Россия – великая авиационная держава с колоссальными достижениями и традициями. Но – на чем мы летаем сегодня? Более 80 процентов всех самолетов у российских авиакомпаний – иностранные, купленные или взятые в лизинг. Задача – летать на отечественных машинах. Первым российским пассажирским самолетом стал «Суперджет-100». На подходе – МС-21. По оценкам экспертов, он должен потеснить «Боинги-737» и «Эрбасы-320». Сейчас лайнер проходит летные испытания в Иркутске и по большинству показателей превосходит своих импортных конкурентов. Двигатель отечественной разработки экономит до 20 процентов топлива. На МАКСе был представлен натурный макет МС-21. У посетителей была возможность совершить виртуальный полет в кабине тренажера лайнера. Вместо допотопных шкал со стрелочками – цветные мониторы. Если, например, самолет попадет в непогоду, система автоматически выведет на экраны рельеф местности. Нет здесь и привычного штурвала. Многотонный самолет слушается каждого движения небольшой ручки управления, похожей на компьютерный джойстик. Интерес у покупателей к будущей машине огромный. Уже заключены 205 контрактов на поставку самолетов как внутри России, так и за границу.
Сухой Суперджет 100 российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией "Гражданские самолёты Сухого". Фото: Ив Гайдаш
ОРУЖИЕ
Бомба с секретом
Немало новинок было в экспозиции авиационного вооружения. Например, концерн «Техмаш» представил объемно-детонирующую авиабомбу ОДАБ-500ПМВ. Она снаряжается на взрывчаткой, а горючей жидкой смесью. При подрыве бомбы смесь распыляется, а специальный заряд его поджигает, образуя огромный огненный шар. Пук - и в радиусе 100 метров не останется ни одного живого даже таракана, не говоря о человеках. Не надо выковыривать душков, бегая за ними по горам или по пустыне. Бомбу кинул и порядок. Сердито, зато – эффективно. И свои солдаты живы и здоровы.