Рвем копыта!
Четверо суток лесники, полиция, МЧС и летчики искали в Приокско-Терассном заповеднике сбежавшее стадо
СТРАШНЕЕ ВОЛКА И МЕДВЕДЯ
«Ура, свобода!» - обрадовались зубры, когда в подмосковном питомнике в Данках ураганный ветер разметал деревянную изгородь. И дали деру, растворившись в дремучем лесу.
В самоволку ушли три быка и девять телочек. Все трехлетки - молодые и, видимо, жадные до приключений. Собственно, от этого и все проблемы. Матерый самец не позволил бы стаду смыться далеко, и быстро привел бы беглецов обратно. Молодняк же - как ветер. Несется, куда глаза глядят, шарахаясь беспорядочно по сторонам от малейшего шороха. Для человека звери не опасны - сами боятся, чуют людей за версту и никогда не приблизятся. А вот человек, точнее, браконьер с ружьем, для зубров главный враг. Страшнее волка и медведя. Против безжалостных охотников за шкурами у мохнатых гигантов никакого шанса.
Проще всего было пустить на поиски собак. В пару часов нашли бы. Но как назло ливанул сильный дождь. Следы дизертиров слизало как корова языком. И четвероногие пинкертоны только беспомощно скулили, прижимая виновато уши, извиняемся, мол, зубра мы вам на нароем.
Развернулась целая спецоперация. Мгновенно оповестили жителей соседних деревень, чтобы те дали знать, если в их огороде на капусту покусится двухметровый «зайчик» с копытами. На дорогах объявили план «Перехват зубра», патрулировали экипажи полиции и МЧС. В воздухе барражировал легкомоторный самолет с одним из лесников на борту. Люди работали на износ. После четырех часов непрерывной болтанки в воздухе сидевшего рядом с пилотом лесника так укачало, что пришлось садиться. Поплывшего от воздушной качки товарища чуть не на руках выносят из кабины. Но его место тут же занимает коллега. И снова в воздух.
На второй день установили главное - за границы заповедника зубры не выходили. Но на территории в пять тысяч гектаров первозданного леса найти что-то не просто. Пусть это даже целое стадо зубров.
НЕ ЛОШАДЬ В ТУМАНЕ
Всего лес прочесывали больше пяти десятков человек. Даже на ночь не останавливались, искали с помощью тепловизоров. Но лохматые беглецы, словно играли с людьми в зубриные прятки. Это даже не лошадь в тумане отыскать.
- Не спим уже вторые сутки, - усталым, взволнованным голосом призналась корреспонденту «СВ» заместитель директора Приокско-Террасного заповедника по содержанию и разведению зубров Ирина Землянко. - У нас это уже не первый побег. То и дело падают деревья, повреждая ограду. Зубры уходят, но взрослые, и быстро возвращаются. А в этой компании самому старшему три года. Абсолютно дикие. У них нет такой привязанности к питомнику, как у старших. Почувствовали свободу и понеслись. Местные жители звонят нам: там-то заметили отпечатки копыт. Приезжаем, а их уже и след простыл. Они не стоят на месте, все время перемещаются - в этом основная трудность. Больше всего нас пугает, чтобы они не пострадали от неожиданной встречи с людьми. Предупредили местных жителей, чтобы они ни в коем случае не кидали в животных камнями, тем более, не стреляли. Зубр занесен в Красную книгу, и за его убийство грозит огромный штраф - в несколько миллионов рублей.
А ТЕПЕРЬ, ГОРБАТЫЙ!
На третий день зубров наконец обнаружили. Один из местных жителей засек стадо недалеко от домика лесника между деревнями Никифорово и Игумново. Они мирно жевали травку на обочине проселочной дороги.
- Ну что, дело в шляпе? - торжествую я в трубку.
- Не спешите радоваться, - голос у Ирины Землянко совершенно измотанный. Третьи сутки она на ногах. Но держится. В трубке слышны крики и улюлюканье. - Мы идем цепью по лесу, - поясняет она, - пытаемся криками направить стадо в сторону вольеры, но они не идут, мечутся. Надо придумать что-то еще.
И придумали. Оставили зубров на несколько часов в покое, чтобы не дергались. А зоологи тем временем рассыпали комбикорм от полянки, где паслась непослушная дюжина, до самого их загона. А теперь, горбатые, шагом марш! Голод не тетка. Одной травой-муравой сыт не будешь. Почуяв любимое угощение, лохматые великаны двинулись гуськом в направлении родной вольеры. Все хорошо, что хорошо кончается.
ПОИМЕННЫЙ СОСТАВ
Почему начинаются на «Му»?
У всех зубров, живущих в питомнике, как и у людей, есть имена. Причем, по традиции заповедника, все они начинаются буквами «Му». Как шифр региона на номере автомобиля. Область-то московская, чтобы не путать их с рязанскими или владимирскими собратьями. Оглашаем весь список сбежавшей из Данков компании: Мутаха, Мугера, Муктябрина, Муджик, Муфасса, Мусвета, Мулеся, Мурзик, Мурчелло, Мурка, Мумуша, Мурвана.
Кстати, основное стадо заповедника возглавляет зубр по кличке Муборик. Так его назвали в честь первого Президента РФ Бориса Ельцина.
Справка «СВ»
Зубровый питомник в Приокско-Терассном заповеднике открыли в 1948 году. Первым его обитателем стал бык по кличке Пуслав, привезенный из «Беловежской пущи» и положивший начало местному стаду. За прошедшие годы в питомнике родилось больше семисот телят. Молодняк расселяют в других заповедниках и национальных парках России. Сейчас в питомнике 48 зубров, плюс - пять телят, появившихся на свет в 2017 году.
АРЕАЛ
Беглецов уже ждут в Вологде
После карантина они уедут туда на ПМЖ.
Питомник в Данках, откуда подорвали копыта беглецы, своего рода зубриный инкубатор. Животных здесь выращивают до 2 - 3 лет, чтобы отправить потом в естественную среду в какой-нибудь российский регион. В частности, сбежавшая компания готовилась к выезду в Вологодскую область. Но теперь переезд отложили на несколько месяцев - придется проходить необходимый в таких случаях повторный карантин.
- Вообще у нас в планах, когда они уедут в Вологду и этот загон освободится, завезти сюда несколько особей из Беловежья, - рассказывает Ирина Землянко.
- Они от ваших чем-то отличаются?
- Другая порода. У нас живут кавказско-беловежские. Там - чисто беловежский вид. У нас они тоже были когда-то. Последний беловежский экземпляр у нас умер в 2015 году - самка Мозаика, прожила 26 лет, прекрасная зубриха, очень заботливая мать, последнего теленка родила в 23 года, уникальный случай. Теперь мы хотим возобновить у себя беловежское поголовье. Но эти беглецы немножко поломали наши планы. Все эти дни я не находила себе места - только бы с ними ничего не случилось. И надеялась на благоразумие людей.
- Насчет благоразумия - дело счастливого случая. В прошлые годы, насколько известно, вы не раз уже выпускали стада воспитанников в леса, где их уничтожали практически под чистую браконьеры?
- К сожалению, такое случалось. Но сейчас порядка в части охраны зубров в регионах стало значительно больше. Во многих местах полностью сменили охрану заповедников. Пришли более ответственные люди, которые действительно любят родную природу. Объезжают свои территории по несколько раз в день. Местные жители также не остаются в стороне. Сейчас с охраной зубров точно стало лучше.
- Наступят времена, когда зубр будет таким же обычным обитателем наших лесов, как тот же лось?
- Очень на это надеюсь. К 2025 году хотим довести их численность в заповедниках и национальных парках до трех тысяч голов. Сейчас их всего около тысячи на всю Россию.