22 июня ровно в четыре часа...
Каждый год в День памяти Брестская крепость снова переживает первые часы Великой Отечественной. В фортах гремит артиллерия, а герои обороны идут в свой последний бой
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА
Но за сутки до этого - всегда тишина. Город превращается в тот Брест, который еще не знает войны. Играет духовой оркестр, звучат довоенные песни, а жители достают наряды своих дедушек и бабушек по моде начала сороковых годов.
Традицию парада военно-исторических клубов соблюдают, чтобы отчетливее чувствовался контраст. Ведь завтра была война. И все переоденутся в военную форму времен Великой Отечественной. Те, кто это сделает, пытаются не только отдать дань памяти ветеранам, но и вжиться в образы.
Дед реконструктора из Воронежа Олега Калашникова перед войной служил на Брестчине. За пару дней до начала гитлеровского вторжения уехал командировку… в Воронеж. А бабушка с годовалой мамой Олега вырывались из окружения в кузове грузовика во время авианалета.
- Служил дед в полку «Нормандия - Неман», была у него медаль «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За отвагу» и две - «За боевые заслуги», - говорит Олег. - Я им горжусь.
ДОРОГА ПАМЯТИ
Казалось, эти сутки город вовсе не спал. Гости приходили в крепость задолго до начала митинга-реквиема. Каждый шел дорогой памяти, освещенной лампадами.
Главное действие происходило у плит крепостного некрополя. Тут развернулись ключевые моменты героической обороны: бой пограничников, сражение на Госпитальном острове, штурм казематов, написание Приказа № 1.
А на экранах транслировали довоенные снимки. На посетителей смотрели защитники Брестской крепости. В их числе - один из руководителей обороны Андрей Кижеватов. Сюда, в Цитадель славы, из Пензы приехал его внучатый племянник - Николай Кижеватов:
- Душа все время стремилась в крепость. Была мечта приехать сюда именно на 22 июня. Мой дед много рассказывал об Андрее Митрофановиче. Говорит, был строгим, потому что остался старшим среди братьев в восемь лет, когда в 1914 году погиб их отец. Память о войне, ее героях нужно сохранять. И спасибо вам - белорусам - за то, что вы это делаете.
ЦЕНА ПОБЕДЫ
Пришли в крепость и те, кто сам помнит войну. Вера Московкина, председатель организации малолетних узников концлагерей из Смоленска. Ее угнали в Германию перед освобождением города:
- По моему малолетству нас бы и не взяли. Но мать поссорилась с полицаем, и тот добился, чтобы ее забрали. А я за ее юбку уцепилась, ну и меня тоже кинули в машину. Разбирали в Германии завалы после бомбежек. Юные девчата тягали каменные глыбы и железнодорожные шпалы? Освободили нас весной 45-го…
Всего в Брест съехались более пятисот реконструкторов из одиннадцати стран: от Испании до Японии. Взошло солнце. Участники реконструкции и зрители начали расходиться. Наступил еще один мирный день, за который когда-то наши деды заплатили высокую цену.