Шпионские тайны кузена Дривса
На минувшей неделе в Москве простились с Юрием Дроздовым, уроженцем Минска, на протяжении двух десятилетий возглавлявшим нелегальную разведку СССР, знаменитое управление «С»
Сказать про него «человек - легенда», не сказать ничего. Каждая веха в его биографии достойна экранизации. Штурм Берлина. Знаменитый обмен полковника Абеля. Легендарная операция по взятию дворца Амина в Кабуле. Создание подразделения «Вымпел», лучшего спецназа всех времен и народов. И все это - его рук дело.
СТРАСТЬ К СКИТАНИЯМ
Будущий король резидентов родился в Минске. Где и проявил способности к ремеслу.
- Как только ребенок впервые заглянул в замочную скважину, он начал заниматься разведкой, - шутил Дроздов.
Его отец Иван Дроздов в Первую мировую получил за храбрость Георгиевский крест, а после революции пошел в Красную армию.
- В Гражданской войнe он познакомился с моей мамой - Анастасией Панкевич, дочерью садовника из Лепеля, - вспоминал Юрий Дроздов. - В Минске возле нашего дома была железная дорога. Мальчишкой я любил смотреть на проходящие поезда, пока они не скрывались из вида. Мать говорила, что во мне пробуждается дух странствий.
ТОТ, КТО БРАЛ БЕРЛИН
Сын боевого офицера, он не терзался в юности - кем стать? Поступил в Ленинградское артиллерийское училище, и свой первый боевой орден младший лейтенант Дроздов получил в апреле 1945 года при штурме Берлина. Выкатил пушки своей батареи на прямую наводку и в упор расстрелял немецкие танки. Когда бои стихли, он часто ходил по берлинским улицам, прислушивался к немецкой речи, словно предчувствовал, что всего через десять лет этот язык станет для него рабочим.
Там же, в Берлине, он познакомился со своей будущей супругой Людмилой Юденич, она служила в полевом госпитале и оставила надпись на стене Рейхстага: «Я здесь была».
Жена разведчика - не просто вторая половина. Ей доводилось выполнять спецзадания в загранкомандировках. После одного из таких выходов «в поле», когда ей надо было вытащить «закладку» из тайника, она долго молчала, приходя в себя, а затем сказала мужу: «Теперь я понимаю, почему многие люди твоей профессии кончают инфарктами». Дело было в Пекине, когда отношения между Китаем и СССР накалились до предела. За каждым советским человеком вели серьезную слежку.
ГОВОРИТЕ, МНЕ ИНТЕРЕСНО
В разведку Дроздов попадет из Военного института иностранных языков. Говорил на немецком совершенно без акцента. Первая командировка в Германию в 1957 году - первый результативный контакт. Представившись бывшим нацистом, бароном Фон Хоэнштайном, он завербовал сотрудника немецкой разведки.
- В каждом из своих контактов, будь это немец, испанец, еще кто-нибудь, я всегда видел любопытного собеседника. И старался стать интересным для него. И никогда никого насильно к себе не привязывал, - рассказывал Дроздов.
В том же 1957 году советская разведка понесла серьезную потерю - в Нью-Йорке арестовывали нашего агента «Марка» - Рудольфа Абеля. Приговор - тридцать лет тюрьмы. Но вскоре появилась возможность обменять его на американского летчика-шпиона Гэри Пауэрса, чей самолет сбили над Свердловском 1 мая 1960 года. История - знаменитая. Но мало кто знает, что есть в ней белорусский след.
ТАРАНИТЬ СУПОСТАТА
Сбить Пауэрса вполне мог летчик из Бобруйска Игорь Ментюков. Он перегонял с завода в Комсомольске-на-Амуре новейший по тем временам перехватчик Су-9 и сел в Свердловске на дозаправку. Когда радары засекли американский самолет, Ментюкова срочно подняли по тревоге. Ракет на его «сушке» не было. И тут в он получает приказ маршала Савицкого: «Таранить супостата!» Для Ментюкова это смертный приговор. Прицел на «сушке» тоже не работал. Ментюкова наводил оператор с Земли и чуть-чуть промахнулся - Ментюков проскочил буквально в сотне метров мимо цели. Но именно его атака предрешила судьбу нарушителя. Увидев, что на него несется, как ракета, советский истребитель, Пауэрс шарахнулся в сторону и угодил в зону действия зениток. Он спасся на парашюте, и его арестовали.
Пауэрса решают обменять на Абеля. Весь ход переговоров в Германии координировал Юрий Дроздов под видом кузена Абеля, придумав себе имя Юрген Дривс. Сколько сил и бессонных ночей стоили эти переговоры, не раз грозившие оборваться, знал только Дроздов. Финал истории хорошо известен по фильму «Мертвый сезон». Кстати, многие разведчики считают эту картину наиболее достоверной из всего, что снято на шпионскую тему.
ЗОВ МАЛОЙ РОДИНЫ
Так получилось, что в Минске он последний раз был в середине восьмидесятых. Но всегда внимательно следил за событиями на малой родине.
- То, что удалось сохранить в Беларуси, в первую очередь прежний порядок и гражданскую ответственность, это приятно, - признался он в одном из интервью. - Опыт Беларуси не мешало бы изучать нашим руководителям. Я, например, не убежден, что создание мощной частной индустрии идет на пользу государству. Минск действует так, как предпочитают поступать в Англии и США, где сердцевину развития государства, власти не отдали в частные руки. Об этом стоит задуматься и нам.
Уходя в отставку в начале девяностых, Дроздов процитировал коллегам в качестве напутствия слова генерала Брусилова:
- Правительства приходят и уходят, а Россия остается. И служить ей надо честно, преданно, невзирая на политическую борьбу.
На пенсии не сидел сложа руки. До последних дней возглавлял созданный им центр «Намакон», в котором работают бывшие сотрудники СВР. Впрочем, бывших разведчиков, как известно, не бывает. Задача «Намакона» - сбор и анализ информации по ключевым тенденциям международной и внутренней обстановки для принятия оптимальных решений по проектам внутри страны и за рубежом.
Многие страницы из биографии Юрия Дроздова до сих пор остаются под грифом «Совершенно секретно».
- В разведке есть тайны, которые не раскрываются и по четыреста, и по пятьсот лет, - сказал однажды генерал.
ДОСЬЕ «СВ»
Юрий Дроздов родился 19 сентября 1925 года в Минске. Участник Великой Отечественной войны, войну закончил в звании лейтенанта, командира артиллерийской батареи. В разведку пришел в 1957 году. Оперативную карьеру начинал в в Берлине. Резидент внешней разведки КГБ в Пекине и США. Участник Афганской войны. Инициатор создания спецназа «Вымпел». В 1979 - 1991 годах возглавлял управление нелегальной разведки. Генерал-майор. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной звезды. Скончался 21 июня 2017 года в возрасте 92 лет. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
НОЧНОЙ ШТУРМ
"Зенит" разнес дворец Амина
Как советский спецназ взял укрепленную резиденцию за сорок минут.
Летом 1979 года Юрия Дроздова перебрасывают в Афганистан под именем капитана Лебедева. Хотя к тому моменту он уже генерал, начальник всего управления «С» - нелегальной разведки КГБ. Такое значение Москва придавала штурму дворца тогдашнего президента Афганистана Хафизуллы Амина. Операцию под кодовым именем «Шторм-333» изучают во всех военных академиях мира. Каменную цитадель на вершине горы с охраной в 1,5 тысячи гвардейцев взяли штурмом всего 150 советских спецназовцев. Дроздов был не просто разработчиком операции, он сам пошел в бой с автоматом в руках вместе с бойцами спецгрупп КГБ «Зенит» и «Гром». Бывший артиллерист, он все предусмотрел. И в критический момент, когда атака, казалось, захлебывается, по дворцу в упор ударили четырехствольные зенитные установки «Шилка». Их снаряды прошивали толстые стены насквозь.
Сам Дроздов позже рассказывал, что, разрабатывая операцию, они с бойцами ничего не придумывали, а с солдатской хитрецой использовали опыт городских боев Великой Отечественной, включая штурм Берлина.