Еду с дедом на броне, чтобы вспомнить о войне
Колонна исторической техники преодолела две тысячи километров в память о героях Великой Отечественной войны
Есть РЕКОРД!
Утром 17 июня на Поклонной горе в Москве пахло соляркой, ревели моторы военной техники. Взрослые и дети с любопытством рассматривали раритетные бронированные машины, но не понимали повода - День Победы вроде давно прошел.
- Через несколько часов на этих боевых лошадках мы отправимся в Брест, - объясняли прохожим участники бронепробега. - Хотим пройти тот самый исторический путь, которым шли наши деды во время Великой Отечественной, и 22 июня поклониться павшим в Брестской крепости - в день, когда немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза.
Такой марш-бросок от Москвы до Бреста на бронемашинах еще не совершал никто. Во-первых, дистанция огромная - больше двух тысяч километров, а во-вторых, вся техника историческая. А вдруг подведет, и машины сойдут с пути? Таких сомнений ни у кого не было, потому и затеяли этот первый бронепробег «Дорога мужества», который сразу стал претендовать на место в Книге рекордов России. Во время патриотической акции моторами рычали два десятка машин БТР и БРДМ. Маршрут проложили по местам боевой славы: Москва - Голицыно - Можайск - Вязьма - Смоленск - Орша - Минск - Брест.
КАЖДАЯ МАШИНА ЛЕГЕНДАРНА
Перед стартом бронированные машины начищали до блеска, проверяли рабочее состояние. И пока оставалось время до начала пробега, дети и прохожие фотографировались на память возле военной техники.
- Здесь каждая машина легендарная, - сказал Алексей Мигалин, президент межрегиональной общественной организации «Военное-техническое общество». - Если отталкиваться от боевого пути, то самая почетная из представленных, конечно, бронемашина БА-20. На таких Советский Союз начал воевать с немецким врагом. У нее было много минусов - слабый двигатель, большая масса, проходимость низкая. Но есть очень интересный факт - захваченные машины очень долго и с удовольствием использовались немцами, а в Финляндии в музее даже стоит БА-20 с немецкой свастикой.
Всю войну прошли и не менее легендарные ГАЗ-64 и ГАЗ-67 - это те лошадки, которые были на передовой всегда. Именно поэтому они удостоились чести быть в составе бронепробега. Также в колонне: король бездорожья ЗИЛ-157, выпущенные после войны БТР-40, БРДМ-1 и БРДМ-2. И даже известная желто-синяя «канарейка» в годы СССР - милицейская машина из музея ГИБДД Москвы.
ХЛЕБ-СОЛЬ НА ГРАНИЦЕ
Кто-то мог подумать, что техника взята на «Мосфильме» и она здесь как мощная декорация. Но абсолютно все бронемашины на ходу. Их с любовью восстанавливали и приводили в порядок энтузиасты.
- БТР-40, который теперь принадлежит мне, был на полигоне расстрела в Беларуси, - рассказал Алексей Мигалин. - В Москву его привез один из реставраторов, а я нашел объявление о продаже в интернете. У автомобиля не было ничего, кроме корпуса. А так как в его основу Министерство обороны закладывало ГАЗ-63, то я достал запчасти от него. Теперь не авто, а просто зверь!
Многие участницы прошли через ремонтный бронетанковый завод № 22, где их владельцам подробно рассказали, как продлить жизнь, какие детали нужно проверять чаще. А ведь это было очень важно, чтобы не сойти с дистанции на первой же остановке.
- После Голицына мы вечером прибыли в Можайск, где останавливались в Бородине. А потом уже в сторону Смоленской области. На границе России и Беларуси нас ждали с хлебом и солью. Как здорово, что вот такое братство наших народов до сих пор живет, - делился Алексей Мигалин.
Заезжала колонна по дороге и в знаковые памятные места. После Смоленска к колонне бронетехники присоединилась группа Историко-культурного комплекса «Линия Сталина». «Военно-техническое общество» считает, что подобный памятник с большой исторической территорией, где могла бы находиться военная техника, выкопаны траншеи, созданы условия для стрельбы и катания, в том числе и на квадроциклах, должен быть и в Москве. Там можно было бы обучать молодежь и наглядным примером показывать, как проходила война. Ведь сейчас Запад пытается пересмотреть исторические итоги войны и преподносит их в выгодном для себя ключе.
Например, во Франции раз в десять лет проходит опрос: кто выиграл Великую Отечественную войну? Первые годы с очень большим отрывом лидировал СССР, в 80-е годы было фактическое равновесие между СССР, Америкой и Англией. Последний опрос 2015 года показал большинство голосов за Америку и Англию, а у СССР всего пятнадцать процентов. Именно поэтому участники бронепробега хотят еще и еще раз напоминать об истинном победителе, вспоминать тех, кому мы обязаны за мирное небо над головой.
ЗАЛОЖИЛИ ТРАДИЦИЮ
- Лично для меня этот пробег важен, так как мои родственники воевали, - говорит участник из Казани Раис Юлич. - У меня ГАЗ-67Б, он 1952 года выпуска. Это аналог «Иван-Виллиса», но здесь кроме резины ничего от него нет. Это сейчас красивая машина, а три года назад была груда металла.
Бронепробег от Москвы до Бреста пока первый, но организаторы уверены, что не последний. Сейчас закладывается традиция, и, кто знает, может, в следующем году количество техники будет намного больше.
- В городах, где были остановки, мы встречались с местными жителями, проводили митинги, возлагали венки к мемориалам, - рассказал Алексей Мигалин. - А 22 июня добрались до Бреста, где также было много мероприятий. Главное, чтобы бронепробег стал доброй традицией для жителей России и Беларуси. Ведь у нас общая история, общие ценности, память и Родина.
ФИНИШ
С марш-броска на поле боя
В Бресте участники пробега почтили память первых жертв и героев Великой Отечественной.
Тише едешь - дальше будешь. Эту народную мудрость участники пробега подтвердили, благополучно добравшись на шестой день пути до Бреста.
Самый западный город Беларуси в эти дни традиционно будто возвращается на семьдесят с лишним лет назад. 21 июня Брест проживает так, как накануне Великой Отечественной. Вот и в этот раз открытые кафе наполнили дамы в платьях по моде начала сороковых, из колонок доносились песни того времени, а улицы патрулировала конная полиция.
- Брест тогда был достаточно военным городом. Все-таки - западные ворота СССР, тут располагался большой гарнизон. Но в то же время мирная жизнь шла своим чередом. Почти каждые выходные устраивали публичные лекции, они в то время были очень популярны, показы мод, работал кинотеатр, по вечерам - танцы, - рассказывает первый секретарь Брестского областного комитета БРСМ Виктор Иванов.
Участники бронепробега подъехали к городу как раз вовремя. В 4 утра 22 июня у стен Брестской крепости начался традиционный митинг-реквием. Поименно вспомнили тех, кто отдал жизни, защищая цитадель в первые дни войны. Водители и экипаж раритетных машин, несмотря на усталость, решили пожертвовать отдыхом и возложить цветы к Вечному огню и памятнику защитникам крепости.
А на рассвете гости из Москвы вместе с двадцатью тысячами других зрителей смотрели на военные машины 70-летней давности. Реконструкторы разыграли ключевые события тех дней: защитники цитадели раз за разом пытались прорвать позиции неприятеля, а изображавшие немцев захватывали в плен мирных жителей.
- Впечатления колоссальные! И говорить ничего не надо, все знают, какие эмоции вызывает у людей история героев Брестской крепости, - не скрывает эмоции Алексей Мигалин. - Думаю, в следующем году нам нужно будет выехать из Москвы пораньше, чтобы самим стать участниками реконструкции.