Синеокое такси, притормози
С 1 июня в России вступил в силу запрет на работу иностранных шоферов без российских прав. Как это затронуло белорусов?
УВОЛЬНЯЛИ В СПЕШКЕ
Затронуло, причем самым негативным образом. По сути, многие из них лишились работы. И это несмотря на все договоренности в Союзном государстве. Вопрос настолько серьезный, что будет поднят на заседании Совета Министров СГ в Санкт-Петербурге 16 июня.
Запрет оттягивали несколько лет, и многим казалось, что дадут отсрочку еще на год, но этого не произошло. С начала лета гайки закрутили. Конечно, речь не идет об управлении транспортом в личных целях, закон распространяется только на коммерческие перевозки. При этом шоферы фур, следующих транзитом, также могут не опасаться.
В Госдуме заявили, что больше семидесяти тысяч человек управляли транспортными средствами по найму, не имея водительских удостоверений РФ. По экспертным оценкам, эту цифру можно смело увеличивать вдвое. После того как заработал закон, штат таксистов в Москве сократился на двадцать процентов, в Подмосковье - аж на сорок процентов.
В среднем компаниям-перевозчикам во многих регионах пришлось уволить около пяти процентов сотрудников, хотя в отдельных предприятиях иностранцы составляли не меньше трети штата. Сколько пострадало белорусов? Примерно одиннадцать тысяч человек.
АЛЛЕ, ГАРАЖ?
- С принятием закона на работу не вышли пять процентов водителей. Все они приехали в Москву из Беларуси. Видимо, кто-то из них вернется на родину. Кто-то будет получать российские права, - рассказал глава компании «Формула такси» Виталий Прокин.
Остались без заработка белорусские работяги и в Санкт-Петербурге.
- Их работало у меня очень много, и трудились они усердно, - уверяет директор петербургской компании «Парк 2412» Сергей Бахорев. - Теперь мне пришлось почти всех уволить, а найти кого-то на их место с российскими правами не так просто.
Даже в приграничных регионах шоферы из Синеокой перестали пользоваться спросом.
- Мне звонили ребята-белорусы, чтобы устроиться на работу. И я им ответил: пока я не буду точно знать, что вас можно брать на работу, взять не могу. Потому что у меня официальное такси, я не нарушаю законы, - говорит гендиректор смоленской фирмы «Такси Плюс» Александр Бороздна. - Вот если они придут с российскими правами, тогда милости просим. Хотя раньше работали у нас на Смоленщине с белорусскими документами.
Опасения работодателей понятны - суммы штрафов немаленькие. На должностное лицо компании - пятьдесят тысяч рублей, на самого работника - от пяти до пятнадцати тысяч.
UBER НЕ СПАСЕТ
Популярные сервисы Uber, Яндекс.Такси и Gett-такси тоже не собираются нарушать закон. Они не дадут работать тем, кто не имеет водительских прав РФ. Без них человека просто не зарегистрируют ни в одной из этих систем. А если он был зарегистрирован ранее, его заблокируют.
Стоит отметить, что многие компании, особенно государственные, начали заранее готовиться к этой ситуации. В ГУП «Мосгортранс» из шестнадцати тысяч водителей полторы тысячи иностранцы - и восемьдесят процентов из них сдали экзамены и получили российские права.
Когда в автобусных парках столицы начальство объявляло водителям из других стран, что они должны получить удостоверение РФ, было немало тех, кто увольнялся или переходил на другие должности. Дело в том, что получить заветные документы не так просто.
Российское удостоверение временно пребывающим иностранным гражданам может быть выдано только на срок действия документов о временной регистрации в РФ. То есть если нет вида на жительство, нужно постоянно обновлять права. Для многих это слишком муторно, да и накладно.
А КАК РОССИЯНАМ В БЕЛАРУСИ?
Россияне, временно проживающие в стране, приравнены в правах к белорусам. При принятии любого закона парламентом его проверяют на соответствие союзному законодательству. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», которое предусматривает, что документы, выданные в Беларуси и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий, признаются без легализации.
Это касается и водителей, для которых никаких ограничений при принятии на работу не предусмотрено.
ДОРОЖНЫЕ ВОЙНЫ
Внимание, за рулем... незнайка!
Почему решили взяться за чистку тех, кто крутит баранку?
Решительность российских властей понять можно. В прошлом году иностранцы совершили около полутора миллиона нарушений ПДД, из-за чего семьсот тысяч человек получили ранения, больше 7,2 тысячи погибли в ДТП.
В МВД отмечают недостатки водителей-мигрантов: русским языком не владеют, правил не знают, а если знают, то не соблюдают. Совершают рискованные обгоны, останавливаются где хотят, объезжают пробки по дворам. Не соблюдают режим: работают круглые сутки, спят в машине, пытаются взбодриться легкими наркотиками.
Председатель Гильдии автошкол России Сергей Лобарев рассказал «СВ», что его организация уже развернула в тридцати регионах консультационные центры для иностранцев, желающих пройти процедуру замены прав:
- Первые тесты показали жуткую картину. Теорию сдавали единицы. В Приморье несколько водителей автобусов вообще не знали русского языка. А ведь они перевозят десятки граждан. Тесты в автошколах Москвы повергли в шок - некоторые мигранты даже не понимали правил проезда перекрестков с круговым движением. А ведь они управляли большегрузами! В Грузии вообще нет экзамена по практике вождения в реальных условиях, они покупают удостоверения и приезжают к нам тренироваться. Ежегодно тысячи граждан мы теряем в ДТП. Мы должны проявить волю, чтобы очистить рынок перевозок. В то же время первые отчеты показали, что у граждан Беларуси хорошие результаты, и мы сейчас готовим письмо в правительство, просим для них преференций.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Леонид Калашников, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики, российский депутат:
- Госдума 14 июня на пленарном заседании приняла обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву по вопросу приравнивания белорусских водительских прав к российским. При этом мы учли обращение к депутатам Госсекретаря СГ Григория Рапоты. Еще в 1996 году Высший Совет Сообщества Беларуси и России принял решение о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий. Поэтому белорусские перевозчики имеют право работать в России со своими водительскими удостоверениями. На случай, если этот вопрос не будет решен в июне ни на Совмине СГ, ни на Высшем Госсовете, осенью в Думе будет рассмотрен предложенный мной совместно с другими депутатами законопроект о внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» о замене водительских удостоверений, в котором предлагается на практике уравнять белорусских и российских перевозчиков. Надеюсь все же, что на Совмине СГ и Высшем государственном Совете этот вопрос будет решен положительно.
Ольга Политико, член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам, белорусский депутат:
- Получение нашими водителями прав российского образца - лишняя трата времени, нервов и денег. В Союзном государстве, в Евразийском экономическом союзе пресловутые четыре свободы, ради которых все создавалось, - безбарьерное передвижение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов - должны воплощаться в жизнь, а не только оставаться на бумаге.
Надеюсь, на ближайшем заседании Совета Министров Союзного государства водительская проблема будет решена. Принимая нацио-
нальные законодательные акты, следует внимательно оценивать, насколько они соответствуют условиям договора о создании ЕАЭС и Союзного государства, чтобы потом не приходилось исправлять.