Кризис роста преодоЛЕН
Госсекретарь Союзного государства побывал в Ивановской области. Вместе с участниками пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом СГ и МИА «Россия сегодня», он сравнил, чем российское производство льняных тканей отличается от белорусского
ЗА НЕВЕСТАМИ И ТКАНЯМИ
Несколько десятков швейных машинок стрекочут так, что голосов в цехе не расслышать. Только десятки озорных девичьих глаз, на секунду отрываясь от работы, посматривают, какие гости заглянули в их женское царство на экскурсию. А посмотреть есть на что. Сразу обе визитные карточки Ивановской области - те самые невесты и знаменитый текстиль.
Из-под станков со скоростью света вылетают полотна - будущие простыни и скатерти. Кризис роста на производстве был, но сейчас предприятие освоило новые рынки сбыта. Продукция Яковлевского льнокомбината расходится не только по России. Здесь закупаются Испания, Португалия, Америка, Австралия и Нидерланды. Изделия из ивановских тканей идут на прилавки крупнейших магазинов - ИКЕА, «Зара», «Бершка» и многих других.
- У итальянцев есть секрет. Закупают наши ткани, добавляют кружева, украшения, шьют платье и возвращают обратно в Россию. А на ценнике - «Сделано в Италии», и цена соответствующая, - делятся секретом рабочие.
В следующем цехе края почти готовых полотенец и покрывал подшивают не машины, а люди. Они же аккуратно упаковывают продукцию.
- Нет нормативов, просто работаем на совесть. В час упаковываем до пятидесяти изделий, - рассказывает Раиса Михайлова, на комбинате она проработала больше десяти лет. - Зарплаты в среднем пятнадцать тысяч рублей. Больше сделаешь - больше получишь.
МЕШАЮТ ЗАПРЕТЫ
Сам лен в Ивановской области не выращивают, закупают у других регионов - на Алтае, в Ижевской, Вологодской, Брянской, Ярославской областях. Хотели сотрудничать с Беларусью, да не вышло.
- В республике есть запрет на экспорт волокна. Можем закупить только короткое, а из него качественной ткани не получишь. Несколько лет пытаемся договориться, но не выходит, - объясняет коммерческий директор Яковлевской мануфактуры Антон Разживин. - Хотя до половины сырья могли бы закупать именно там. Тогда бы от китайской пряжи отказались, и вся продукция была бы братская.
Вопрос с закупкой волокна разрешить можно.
- Обозначена проблема, будем думать. В Союзном государстве уже планировалась программа по льну, но проект до конца довести пока не удалось. Беларусь и Россия всегда сотрудничали в этой сфере. Были и взлеты, и падения, но это связано не с нежеланием взаимодействовать, а только с экономической конъюнктурой, - сказал Григорий Рапота. - Сфера довольно специфическая, и спрос ограничен. Возможно, стоит еще раз оценить перспективы программы.
Ткачихи для гостей достали из музейных стендов скатерти, произведенные еще в СССР. Одна «рождена» в 1939 году. С нее на севших за стол жителей Советского Союза смотрит Сталин.
- Ну ничего себе! - удивился Госсекретарь.
- В те годы это было востребовано. Такого уже не делаем. Пытаемся угнаться за другими тенденциями. Например, последняя мода - эффект мятого белья, - рассказывает работница комбината, раскрывая новый постельный комплект.
НАЛАЖИВАЕМ КОНТАКТЫ
Что было раньше - Иваново или текстиль?
После льнокомбината - молнией в Иваново. В областном центре Госсекретаря ждал губернатор Павел Коньков.
- Репутация «города невест» уже довольно условная - соотношение женщин и мужчин почти сровнялось. А вот звание текстильной столицы России - это по-прежнему про нас, - улыбается глава региона. Даже и не знаем, что было первым - Иваново или текстиль.
С Беларусью регион сотрудничество наладил несколько лет назад, но связи здесь планируют расширять:
- Сегодня общий товарооборот - почти 85 миллионов долларов. Львиная доля - импорт из республики, почти 66 миллионов. Взять те же трактора на наших полях, шестьдесят процентов из них - из Беларуси.
А вот сотрудничество в сфере туризма пока не развито.
- Я вижу необъятные возможности. В области много волшебных старинных городов - Палех, Плес, Кинешма... - сказал Григорий Рапота. - Мы уже наметили встречу с руководителями белорусского и российского турбизнеса. Посмотрим, как взять лучшее и объединить системы наших стран. Если мы сегодня сделаем Россию и Беларусь комфортнее и гармоничнее, нам потомки скажут спасибо.