В крепость Брестскую состав отправится
Белорусские флаги, песни под гитару - так в Витебске провожали «Поезд памяти». Корреспондент «СВ» тоже стал участником республиканского проекта
СУЕТА ВОКЗАЛЬНАЯ
- Будто «Славянский базар» приехал раньше, - удивлялись на вокзале 21 апреля жители Витебска. Так здесь было многолюдно.
Но это не фестиваль. В Витебске стартовал один из этапов масштабной республиканской патриотической акции «Цветы Великой Победы»: «Поезд памяти». Состав отправился из Полоцка уже в третий раз.
- Начинали в 2015 году, несколько десятков человек в одном вагоне. В прошлом - уже под сотню участников. В этом - и россиян пригласили. Собралось больше трех сотен человек, - рассказал один из организаторов, первый секретарь Витебского областного комитета ОО "Белорусский республиканский союз молодёжи" Виктор Глушин.
И школьники, и студенты, и люди постарше вызвались проехать через всю Беларусь, чтобы возложить цветы к Вечному огню в Брестской крепости. Организаторы никому не отказывали. Да и многие другие в стороне от акции не остались, например, туркомпания «Илва» вызвалась помочь с билетами на поезд и экскурсиями по всему маршруту.
«СКОЛЬКО БУДЕТ ДЛИТЬСЯ МИР?»
Перед дорогой устроили встречу с ветеранами и их потомками. Задать можно было любой вопрос.
- Почему люди жертвовали собой ради спасения другой жизни? - в руках у семиклассника Егора томик фронтовых стихов Константина Симонова.
- Годы были страшные, но никто не смотрел, кто рядом с тобой - знакомый или нет. Главное было - стоять до последнего. Не сдаться. С детства так воспитывали: ты должен помогать другому. Этим и победили, - отвечает внучка фронтовика Татьяна Туманова, председатель правления Витебского областного отделения Белорусского фонда мира.
Председатель городского совета Белорусского союза офицеров, подполковник в запасе и ветеран Великой Отечественной Николай Янов тоже пришел проводить «Поезд памяти».
- Многие говорят, мол, молодежь изменилась, патриотизма нет… Неправда! Такие же дети, как 80 лет назад. Только счастливее. Им не нужно в десятом классе становиться к станкам или уходить воевать. И прекрасно. После войны мы спрашивали у старших - сколько будет длиться мир? Нам отвечали: лет пятьдесят… Прошло уже больше семидесяти. Все потому, что мы помним. Нельзя забывать, - говорит он.
Поезд держит путь с Востока в сторону западной границы Беларуси: теми же путями в 1941-м на фронт ехали тысячи первых солдат. А потом, после отступления и перелома в войне, снова шли этим путем, отвоевывая город за городом. Это сейчас в вагонах - все удобства. Тогда же продвигались метр за метром - то пешком, а то и ползком, ночуя в чудом уцелевших деревнях:
- В домах бойцам уступали самые теплые места, предлагали молоко, припасенное для детей, высушивали солдатские рукавицы и валенки. Как лучше пройти, подсказывали местные старики. Провожали далеко за свои деревни, чтобы помочь, - вспоминает рассказы отца-ветерана Александра Смирнова - женщина тоже пришла проводить.
Наконец, состав тронулся. Пассажиры мигом расчехляют гитары и гармошки, и вот уже весь поезд бойко поет «Катюшу».
ИГРАЙ, ГАРМОНЬ
В десять вечера все разошлись по вагонам. Только спать никто не собирается. Самое интересное только начинается. Конкурс: нужно стилизовать свои купе, будто поезд - военный.
Словно из ниоткуда появились карты боев и черно-белые фото. Со снимками ребята особенно аккуратны: это память - фотографии-то настоящие, фронтовые.
В первом купе семнадцатилетний витебчанин Андрей растягивает меха гармошки. У инструмента своя история: с ним с фронта вернулся дед. После его смерти Андрей не только гармонь приютил, но и играть на ней выучился. Инструмент этот - самый что ни на есть военный. Только в 1941-м из тыла отправили на фронт больше семидесяти тысяч гармоней, чтобы поддерживать боевой дух солдат.
- Победу ковали песнями, «Василий Теркин» - тому подтверждение: гармонь была с фронтовиками на привалах и в бою. Помогала музыка и в тылу - вместе с гармошкой в семье сохранилась тетрадка с военными частушками, - рассказывает Андрей. Песни под гармонь с радостью подхватывают все пассажиры поезда.
А ЛЮБОВЬ КАТЮША СБЕРЕЖЕТ
В следующем купе - портрет Сталина на столе. За окном внезапно… день. И березовая роща. Это потрудились местные студенты, прикрепив картинку прямо к занавеске. На стенах - фотографии. Найти «реквизит» военных лет несложно. Удостоверения, снимки, вещи - все это есть почти в каждой семье.
- Мы всю память бережно храним, - делится один из авторов инсталляции. У них другая легенда: ребята уже будто бы возвращаются домой из Берлина. На стенах - плакаты: «Мы победили!» Потому и безмятежное голубое небо за окном - о нем мечтали все годы войны.
Проверяющих ждали сразу с двумя гитарами. Но петь ребята не торопятся: что-то высматривают за окном - поезд проезжает мимо Орши:
- Где-то тут впервые прозвучал первый залп легендарных ракетных установок «Катюша», в самом начале войны, в конце июня 1941-го, - отодвигает занавеску пассажир поезда. Послушать историю сбегаются из соседних купе. - Ударили по эшелонам немцев и по их переправе через речку Оршицу. Правда, город тогда пришлось оставить. Я это не просто так знаю - прадед мой воевал здесь. Был как раз одним из тех, кто дал залп по железнодорожной станции из совершенно нового тогда оружия.
Без «Катюши» в войне победить не удалось бы: залп одного дивизиона можно сравнить с залпом целого гаубичного полка. Машина выпускала ракеты, и около сотни гектаров земли вокруг цели перепахивалось в одно мгновение. Делали «Катюши» в Воронеже и в Москве: за войну собрали около двух тысяч машин.
- Дед рассказывал, что немцы сразу прозвали их «адским пламенем», а Гитлер велел выкрасть чертежи машины. Но так и не смог никто разгадать секрет нашей «Катюши», - добавляет внук ветерана.
РЕКВИЕМ
Цитадель не пала. она истекла кровью
Пункт назначения участников «Поезда памяти» - Вечный огонь у монумента «Мужество».
В восемь утра поезд прибыл на Брестский железнодорожный вокзал. Добраться до западного рубежа Беларуси удалось всего за десять часов. В 1944-м тот же путь прошли бойцы Красной армии, освобождая Беларусь от фашистов. За два месяца в операции «Багратион» погибло почти двести тысяч бойцов и было потеряно больше 800 самолетов.
Брестский вокзал - гордость города. Построили его еще в конце XIX века, а открывал император Александр III. Правда, после Первой мировой войны здание пришлось реставрировать. В июне 1941-го сюда только и успевали прибывать поезда - с первыми солдатами Великой Отечественной. Уходили тоже не пустыми, эвакуируя людей из горящего города.
Пора ехать в Брестскую крепость, пункт назначения нашего путешествия.
- С собой мы привезли много цветов. Возложим к вечному огню у монумента «Мужество», - делятся планом действий организаторы.
К пассажирам поезда памяти присоединяются брестчане - члены регионального Союза молодежи. Поблагодарить ребят пришел и директор мемориала «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк:
- Сегодня камни крепости, монументы, руины научились говорить, и они рассказывают историю первых страшных дней Великой Отечественной войны. Под плитами мемориала, у которого мы стоим, останки более тысячи защитников, и не только командиров и солдат, но и их родных. Здесь каждая пядь земли полита кровью советских солдат. Мы говорим, что крепость не пала, она истекла кровью. Каждый год проходят поисковые работы, и они будут продолжаться. То, что вы в гостях, - это свидетельство памяти, уважения подвигу защитников.
Пост у Вечного огня несут местные школьники - девчонки и парни из 10-го и 11-го классов.
- Это честь для ребят, выбираем самых лучших, - говорят экскурсоводы. Фигуры недвижимы: только ветер развевает девчачьи косички.
- Мой прадед воевал. В каждой семье кто-то воевал… - растерянно поправляет пилотку, сбитую ветром, одиннадцатиклассница Нина, сдав свой пост. - Прабабушка - счастливица, в 1945-м дождалась своего мужа с фронта. Но про войну прадед нам никогда не рассказывал. Много страшного видел и вспоминать не любил. Только смотрел военные фильмы и украдкой вытирал слезы. Говорил, что все ужасы, про которые сейчас говорят, совсем не придуманы.
ЗАПОВЕДНЫЙ НАПЕВ
Загадай желание в Беловежской пуще
Главная задача выполнена - цветы возложены, но до обратного поезда еще целый день. Есть время познакомиться с Брестом поближе.
Территория Брестской крепости - около четырех квадратных километров. Осмотреть подробно за один раз не выйдет, тем более что часть земли на польской территории - туда только с особым разрешением. Но самое важное можно успеть - сходить в музей, посмотреть фотографии защитников крепости, побывать в небольшой церквушке, сфотографироваться у бронетехники.
Следующая в плане - Беловежская пуща.
- В Беларуси живу всю жизнь, в Брест приехал во второй раз, а в легендарной пуще впервые, - разводит руками участник акции Вадим. Удивительно, но ни один из пассажиров поезда в воспетом «Песнярами» месте не был.
Первым делом отправились к Деду Морозу - его резиденция не пустует даже в теплое время года. «Дзед», так называют его в Бресте, оказался с чувством юмора:
- Ну что, вы верите в чудеса?
- Да! - хором отвечаем волшебнику.
- Ну надо же, до сих пор, - цинично поднимает белую бровь «Дзед». Но тут же снова входит в роль. - Ладно, верьте. А еще лучше - сами их творите!
Дед Мороз проводит экскурсию по своим владениям.
- А дедушка-то женат! - замечает кольцо на пальце один из гостей.
- Женат конечно, откуда же внучка иначе? Я семейный человек, - чинно поправляет бороду дедушка.
Владения и правда волшебные - желаний загадать там можно ровно сто. Не упускаю свой шанс нашептать пущанским дубам все заветные чаяния. Успели и хоровод вокруг елки поводить, и на поляне у двенадцати месяцев побывать, и обнять китайский символ своего года рождения. А потом еще - в музей Беловежской пущи, чтобы пусть и издали, но своими глазами увидеть невероятных животных - зубров.
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ
«У ДЕТСКОЙ КРОВАТКИ ТАЙКОМ ТЫ СЛЕЗУ УТИРАЕШЬ»
- В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, - поет девушка в соседнем купе. По легенде она отпустила своего жениха на войну. Но из боя солдат не вернулся.
На столе - свечка, икона и фото паренька в форме.
- Это мой дедушка, - показывает на снимок студентка Аня. - Ушел на войну в 1942-м и не вернулся. Как погиб, неизвестно - даже похоронки не пришло. О том, что ждать и искать среди живых не стоит, узнали уже после Победы: о смерти деда рассказал боевой товарищ. Мы искали и до сих пор ищем хоть какую-то весточку - не знаем даже, есть ли где его могила, или останки до сих пор в какой-нибудь воронке.
В те страшные годы больше пятнадцати миллионов жен не дождались мужей с фронта: вместо них пришли похоронки и листки с надписью: «Пропал без вести».
- Моя прабабушка потеряла мужа в самом начале войны. Дед похоронил отца, а на следующий день сам ушел на фронт и погиб, выполняя боевое задание. Бабушке непросто пришлось - на руках было пятеро маленьких детей. Каждого вырастила и никогда не жаловалась. А замуж так больше и не вышла.
Женщины в военные годы тоже помогали защищать Родину: на фронтах Великой Отечественной их сражалось около полумиллиона. Историки подсчитали: ровно половина заявлений стать добровольцем Красной армии в первую неделю войны - от женщин. На призывных пунктах порой наблюдали странную картину, колонны девушек были выше и крепче, чем ряды мужчин. Это и не удивительно, ведь из первых отбирали самых крепких, а представителей сильной половины мобилизовали практически всех.
- Моя прабабушка рассказывала, что узнала о войне после выпускного бала. В 1941-м немцы расстреляли всю семью, кроме старшего брата - он ушел на фронт. Она же сначала рыла окопы под Смоленском, а потом стала санитаркой в военном поезде. С ранеными старалась шутить, поднимала боевой дух, - показывает пожелтевшее фото девушки другая участница акции.
Кстати
Этот «Поезд памяти» был не последним. По самому длинному маршруту состав отправится от Калининградского вокзала 13 мая.
Четыре сотни школьников этой области проедут через Брянск, Брест и Минск, проведут в каждом городе по два дня. Чтобы попасть на поезд, нужно выполнить три творческих задания.
К путешествию готовится и молодежь Санкт-Петербурга: на майские праздники ребята посетят памятные места Москвы.
Ну а на витебский поезд можно попасть теперь только через год. Сделать это нетрудно: вовремя узнать об акции из СМИ и оставить заявку на сайте БРСМ. Так что внимательнее читайте «СВ».