САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Академик Сергей Готье: Хирурги на чудо не надеются

Количество операций по пересадке жизненно важных органов в России в последние годы заметно растет. В 2016-м из 200 пересадок сердец 132 провели врачи Московского научного центра трансплантологии и искусственных органов имени В.И. Шумакова

Фото: Сергей Шахиджанян/ kpmedia.ru

ВЧЕРА КОСМОС. СЕГОДНЯ РУТИНА


Врачи-трансплантологи творят порою вещи фантастические. Недавно в России впервые сделали сложнейшую операцию - пересадили легкие 13-летней девочке с диагнозом «муковисцидоз». Донором стал 45-летний мужчина крупной комплекции. Оперировал директор Научного центра трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова, академик Сергей Готье.

- Сергей Владимирович, в чем уникальность именно этой операции?

- С детскими органами всегда дефицит. Не только в России - во всем мире. И в Беларуси тоже. Почку, часть печени, даже сердце от небольшого человека, скажем, женщины, можно пересадить и ребенку. А вот с легкими ситуация всякий раз уникальная. У каждого донора своя анатомия. Требовалось так скроить части взрослого органа, чтобы получились два легких для ребенка. Нам это удалось. И через 18 часов после операции девочка смогла самостоятельно дышать.

- Однажды вы назвали пересадку печени «космосом»?

- Это было давно. Сейчас это обычная операция.

- Какой из органов приживается сложнее всего?

- Почка. Очень капризная. Имунноагрессивная. Хотя ее пересаживают чаще всего. А самая толерантная - печень. Она навязывает организму свой иммунитет - и пациент принимает меньше имунноподавляющих препаратов. Ведь трансплантология не только хирургия, но еще и понимание того, что происходит в организме человека с донорским органом.

- Один американец прожил с пересаженным сердцем 30 лет. В России есть подобные рекордсмены?

- Один из наших пациентов живет с пересаженным сердцем уже 25 лет и прекрасно себя чувствует.

- Семь сердец Рокфеллера - миф или реальность?

- Что тут особенного, подумаешь! Хорошо лечили ребята, молодцы.

- Два органа одновременно, допустим, сердце и легкие пересадить реально?

- Чисто хирургически - несложно. Мы это практикуем. Длится такая операция часов пять-шесть. Самое сложное - обеспечить выживание пациента в тот момент, когда у него удаляется и сердце и легкие, остается один пищевод. Ничего - справляемся.

ОПЕРИРУЕМ ДАЖЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

- Слушаю вас, а в голове крутится слово - чудо.

- Ерунда, чудес не бывает. Просто хорошо продуманная ситуация, которая правильно разрешается с учетом множества факторов. Мы никогда на чудо не надеемся. Даже если пациент тяжелый, с букетом сопутствующих заболеваний, всегда пытаемся сделать максимум реально возможного.

- Пожилой организм - 70 - 80 лет - потянет трансплантацию?

- К этому возрасту у большинства людей развивается атеросклероз. Тут все зависит от квалификации и опыта врачей. Чисто по возрасту пока наш потолок - 74 года, пересадили человеку сердце три года назад, он жив-здоров.

На другом полюсе - совсем крошки. Пока мы с вами говорим, идет операция по пересадке печени ребенку пяти месяцев. А бывают - и четырехмесячные. Хочу подчеркнуть: проблему трансплантации органов, в частности печени, детям первых месяцев жизни мы закрыли полностью. Раньше таких пациентов отправляли за рубеж. Сейчас же мы делаем операций больше, чем в любом центре Европы и США. С почкой, кстати, то же самое - пересадить ее ребенку не проблема, начиная с года. 

- Российская медицинская промышленность предлагает вам какие-то искусственно созданные органы? Допустим, левый желудочек сердца?

- Да мы его сами и разработали. В нашей лаборатории есть условия для стендовых испытаний. Раньше брали немецкие желудочки по семь миллионов рублей за штуку. Наш вдвое дешевле. Тоже не копейки, но выручает бюджетное финансирование. В год делаем десяток операций. Хотя в российских условиях дешевле пересадить целое сердце - это 1,5 - 2 миллиона рублей. В этой сумме все: и сама операция, и выхаживание пациента в первые дни - препараты, анализы, искусственное кровообращение.

ДОНОРСТВО


Идем в гору - медленно, но верно

Сергей Готье с большим пиететом относится к опыту белорусских коллег.

- В целом как вы оцениваете развитие трансплантологии в России?

- Только за минувший год количество операций увеличилось на 15 процентов. Если два года назад делали 120 трансплантаций сердца в стране, то в 2016-м - уже чуть больше двухсот. И динамика нарастает. За три первых месяца этого года только в нашем центре пересадили 50 сердец. В деятельности Минздрава трансплантология перестала быть десятой или двадцатой в списке приоритетов, как раньше.

Последние лет пять идем в гору. Пока, правда, медленно. Необходимо прибавить темп раз в десять, развивая прежде всего органное донорство. Увеличивая финансирование. Создавая новые трансплантационные программы.

Я с большим пиететом отношусь к опыту белорусских коллег. Но в Беларуси один центр на десять миллионов населения. И его достаточно. Оперируют хорошо, много, донорство развито. У нас же 45 центров по РФ. Но работают они не в полную силу. В России необходимый минимум операций по пересадке почки - 8 - 10 тысяч в год. А делается чуть больше тысячи.

- Причины?

- Недостаточное финансирование на уровне субъектов, процентов на 80 все выполняется за счет федерального центра. И слабое посмертное донорство. В Москве все организованно хорошо. Мы не испытываем дефицита донорских органов. Но есть регионы, где оно едва-едва теплится. А ведь это ценнейший ресурс для сохранения нации. Но об этом люди должны знать.

Мы лет на 40 - 50 отстали от Европы и США по развитию ментальной адекватности населения к вопросу донорства органов.

- Наверное, многим людям психологически трудно согласится с тем, что после смерти их, извините, разберут на запчасти.

- Будучи гражданином этой страны, ты получаешь какие-то преференции, допустим, в медицине, в образовании. Но при этом ты и стране чем-то обязан. Никто с тебя живого ничего не просит. Но понимание своей возможности быть полезным обществу после смерти - тоже важно. Ради спасения жизни других.

ФАКТЫ

Беларусь входит в топ-5 стран Европы по пересадке почек. В республике проводится более 400 операций в год по пересадке органов и комплексных трансплантаций. За пять лет больше 200 иностранных врачей-трансплантологов прошли стажировку в РБ.


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В БЕЛАРУСИ


Олег Руммо: даем шанс на вторую жизнь

Через несколько лет у республики есть реальный шанс с нынешнего 28-го места продвинуться в десятку самых передовых стран мира по развитию трансплантологии. Один из основоположников этой отрасли в Беларуси - Олег Руммо.

Руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей, заслуженный врач, лауреат Госпремии в области науки и техники, доктор медицинских наук. Сейчас он еще и депутат Палаты представителей.

- Сегодня в Беларуси на один миллион жителей выполняется более 53 операций по трансплантации органов. Это достойный европейский и мировой показатель (в США, например, - около 100. - Ред.). В ближайшие пять лет сможем делать по 60 - 70 операций, что позволит войти в топ-10 стран мира в этой сфере.

Академик Сергей Готье: Хирурги на чудо не надеются
Фото: БЕЛТА

У нас хорошая статистика по выживаемости пациентов, проверенная международным аудитом. Например, годичная выживаемость после трансплантации печени составляет 91%. Для сравнения - в США это 84%, в Европе - 85%. При трансплантации сердца годичная выживаемость - 82%.

Но дело не только в статистике. Небольшой процент смертности, который есть, - это не цифры, это люди. Операции по пересадке очень сложны и дороги. Мы их делаем не для того, чтобы продлить человеку жизнь на несколько месяцев. Нужно, чтобы потом он жил долго и счастливо, детей рожал и забыл про свою донорскую печень или сердце.

Работать в относительно небольшой стране (9,5 миллиона жителей) и иметь возможность сконцентрировать все технологии, специалистов и ресурсы в одном референсном центре - большое подспорье в работе. В крупных государствах это намного сложнее.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава МИД Индонезии Марсуди попросила подарить ей брошь как у Захаровой
  2. Трамп: Я сказал Зеленскому, что мы должны закончить эту войну
  3. Раненый разведчик ВС России отрезал себе руку и шел километр до медиков
  4. В Рязанской области украли 60-тонный железнодорожный мост и сдали его на металл
  5. Прихожанка собора в Москве рассказала о фигуранте дела о подрыве машины
  6. Госдума в первом чтении одобрила законопроект о безопасности во время зрелищных мероприятий
  7. Пленный: ВСУ обещали наступление на Белгород после захвата Волчанска
  8. Владимир Путин и Александр Лукашенко посетили церковную службу на острове Валаам
  9. Принят законопроект о запрете рекламы в соцсетях, признанных экстремистскими
  10. Лавров: Россия и Китай окажут позитивное влияние на развитие АСЕАН и решение проблем на Евразийском континенте
  11. Новые микрорайоны должны будут строиться с необходимой социальной инфраструктурой
  12. Володин: Мы ни в коем случае не должны принимать решения, которые создают угрозу повышения стоимости электроэнергии для граждан
  13. Лукашенко и Путин встретились на Валааме
  14. Песков: Россия открыта для переговоров, но нужно понять степень готовности Украины к ним
  15. Беларусь планирует открыть авиарейсы еще в пять городов России

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

Политика

При Украине люди в Новороссии даже не мечтали о том, что делается здесь для них сегодня в России

На минувшей неделе там заработали сразу несколько крупных новых социальных объектов

МНЕНИЯ

Памятник безумию

Павел Родионов

Власти Латвии, похоже, сбрендили совсем. Начали установку противотанковых заграждений на границе с РФ.

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также