Не доктор, а клоун какой-то!
Ранним субботним утром в палате одной из московских детских больниц раздается стук в дверь. Через пару секунд в проеме показывается красный нос и ярко-желтый парик: «Привет, я - клоун Макс. Можно войти?»
К ЧЕМУ ЭТОТ ЦИРК?
На лицах маленьких пациентов - удивление и воодушевление. Для тех, кто лежит в палате по нескольку месяцев, такие гости - одна из немногих радостей среди бесконечных обходов врачей, медицинских процедур, инъекций и горьких пилюль.
В Европе больничные клоуны появились еще в середине 1980-х, а в России первая профессиональная организация была создана лишь в 2008-м. Фонд так и называется - «Доктор Клоун». Его основала выпускница журфака МГУ Юлия Райская вместе с Максимом Матвеевым и Яной Сексте - актерами МХТ имени Чехова и Театра-студии Олега Табакова.
- После университета присоединилась к волонтерской организации, которая специализировалась на больничной клоунаде. А через пару лет зарегистрировала свой фонд, - рассказывает Юлия.
Сейчас команда «Доктора клоуна» дает по тридцать спектаклей в месяц. А поначалу администрация больниц недоумевала: «К чему этот цирк?» Неделями приходилось объяснять, что «клоунотерапия» - давно опробованный способ усилить эффект от лечения. Смех продлевает жизнь - научно доказанный факт.
- Со спонсорами тоже было тяжело первое время - мы сами скидывались на разноцветные парики и воздушные шарики, - вспоминает Райская. - Вселял надежду опыт коллег из других стран, которые тоже сталкивались с равнодушием. Хотя нам грех жаловаться: сейчас нас поддерживают и обычные люди, и крупные компании.
НЕ НАДО СПАСАТЬ МИР
Сайт «Доктора Клоуна» не похож на интернет-ресурсы других известных благотворительных фондов. Здесь нет фотографий болеющих детей.
- Можно иначе говорить о той же проблеме и собрать гораздо больше денег, - объясняет Юлия.
Как стать больничным клоуном? Желающих много, но от кастинга до дверей палаты доходят лишь единицы.
- Чаще всего мы берем в команду профессиональных артистов старше 23 лет, - говорит Райская. Но актерское образование - еще не все. Самое главное - мотивация. «Я хочу вам помогать, потому что мечтаю спасти мир» - для нас это ни о чем. А если завтра твои великие планы изменятся?
Все будущие клоуны полгода учатся. Актерское мастерство, пластика, основы медицины и курс психологии.
- Важно, чтобы клоун не выходил за рамки своего образа. Самая большая опасность - привязаться к ребенку. Была ситуация, когда Яна Сексте с Максимом Матвеевым подружились с мальчиком, на свадьбу к себе пригласили. Потом его не стало. Огромная душевная травма.
Каждый год команда расширяется примерно на пятнадцать человек. Но этого мало. Помимо Московской детской клинической больницы, с которой фонд сотрудничает уже не первый год, артистов зовут и в другие клиники.
СВОИМИ СЛОВАМИ
Максим Матвеев, актер, художественный руководитель фонда «Доктор клоун»:
- Обычно к нам приходят люди лет тридцати: обеспеченные, успешные. Одних приводит желание помогать, других - личный опыт. Многие делятся воспоминаниями, как сами в детстве лежали в больнице, как это было грустно и мучительно. Актерский бэкграунд необязателен. Пришел к нам как-то кандидат социологических наук, к театру никакого отношения не имел. И что вы думаете? Оказался замечательным клоуном. Фондам нужны и администраторы, и ассистенты, и преподаватели… Прошлым летом мы проводили благотворительный забег на ВДНХ - в этом году тоже обязательно что-нибудь придумаем.
ОПЫТ СОСЕДЕЙ
Взрослые в душе остаются детьми
В Беларуси первый фонд больничной клоунады был создан в Гомеле.
Организация «Больничные клоуны Фанни ноуз» (от англ. «забавный нос»), как и московский «Доктор Клоун», появилась в 2008 году. Ее основатель - психолог Марина Ермакова.
- В нашей команде шестнадцать человек - люди разных профессий: бизнесмены, хирурги, психотерапевты... Мы не ставили цели работать только с профессиональными актерами. Гомель - небольшой город. Сложно отыскать артистов, которые могут и хотят заниматься благотворительными проектами. Но всех без исключения мы тоже не берем. Только эмоционально стабильных, - рассказывает Марина.
В месяц артисты показывают минимум восемь больничных спектаклей. Причем готового сценария у клоунов не бывает:
- Обычно есть только тема. Например, пираты. Остальное зависит от характера ребенка, от его диагноза. Перед каждой встречей артисты консультируются с врачами и родителями. Пап, мам, бабушек включаем в игру. И медсестры присоединяются.
Отделения фонда появились и в других городах - в Минске, Бресте, Могилеве. Скоро цирковые шоу будут показывать и в Домах престарелых. Пилотная поездка прошла на ура. Взрослые - те же дети.