К звездам не пускали десять лет
134 дня 20 часов 32 минуты 58 секунд провел на орбите за свои три экспедиции легендарный космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. 8 апреля на 86-м году он ушел из жизни
НАПОЛОВИНУ БЕЛОРУС
Георгий Михайлович - неиссякаемый оптимист, не терял присутствия духа даже в самых экстремальных ситуациях и первым бросался навстречу смертельной опасности. В один из полетов на станции случился пожар. Отсеки заволокло едким дымом. Шансы на спасение были минимальными. Тогда Гречко бросился в самое пекло и отключил вспыхнувший от короткого замыкания прибор.
В глаза опасности пришлось посмотреть еще в детстве. Война застала десятилетнего мальчишку из Ленинграда под Черниговом, куда приехал на каникулы к бабушке.
- Соседнюю деревню фашисты спалили. Самое страшное в моей жизни было сидеть и ждать, когда тебя сожгут, - вспоминал он позже.
Судьба хранила его. Талантливого выпускника Военмеха заприметил сам Королев и позвал к себе. Вместе они запускали первый спутник. Принимал участие в подготовке полета Гагарина.
Звездные дали на первых порах покоряли исключительно военные. Гречко оказался в первой восьмерке гражданских бортинженеров. Своего старта ждал почти десять лет.
- На первом же году в отряде космонавтов во время прыжков с парашютом сломал ногу. И вместо одного из первых оказался последним в этой очереди. Никто не может себе представить, насколько тяжело из года в год оставаться дублером, - признавался Гречко.
В первый полет на «Союзе-17» он взял кинокамеру. И уже на орбите совершил невероятное - на пару минут вырубил двигатели станции, чтобы сделать удачные кадры Земли. Был и одним из немногих в советское время, кому довелось встретить Новый год в космосе. В 1978 году Гречко в составе экипажа станции «Салют-6» праздник отметил пятнадцать раз! Начали по камчатскому времени, а закончили по минскому.
С Беларусью Гречко был связан крепко. Его мама, Александра, родилась в деревне Копцевичи Витебской области. Он часто вспоминал в интервью, как ребенком гостил у белорусского дедушки, в доме которого не было ни электричества, ни керосиновой лампы, ни свечей. Последний раз в республику он приезжал на свое 80-летие, побывал на родине матери.
КОСМИЧЕСКИЙ АГРОНОМ
Жора, как задушевно называли его друзья-космонавты, оставался мечтателем всю свою жизнь. Доктор физико-математических наук, выпускник петербургского Военмеха, он верил сразу и в науку, и в Бога, и в НЛО.
- Ужасно хочу увидеть летающую тарелку, - говорил он совсем недавно. - Потрогать ее. Постучать, а вдруг откроют. Я бы им тогда сказал: «Ребята, вы космонавты и я - космонавт. Давайте выпьем, поговорим о Вселенной»…
А еще он был первым космическим агрономом. Первый урожай на борту МКС собрал именно Гречко. На станции «Салют-4» была целая грядка с горохом. Сверху ее ничто не укрывало. И при каждом поливе в разные стороны расплывались огромные капли воды, за которыми Гречко гонялся с салфеткой. Вскоре на грядке появились всходы. Забота о растениях, как признался он позже, стала огромной психологической поддержкой.
Эксперименты на звездном огороде продолжил следующий экипаж Виталия Севастьянова и первого космонавта-белоруса Петра Климука.
- Горох вымахал совсем как на земле. Стебли упругие, сочные. Не раз потом с Гречко смеялись, вспоминая космическую грядку, - говорит Петр Климук. - У него улыбка практически не сходила с лица, даже когда он говорил о самых серьезных вещах. Нас еще объединяла любовь к фантастике. Он верил, что во Вселенной есть другие разумные существа кроме человека. И я считаю, что когда-нибудь встреча обязательно состоится. Как он и мечтал...
Похоронили героя на трое-куровском кладбище в Москве.