Николай Ефимович, председатель ТРО Союзного государства: Делаем телевидение, которое хочется смотреть
Телевидение Союзного государства известный российский журналист, уроженец Гомельской области Николай Ефимович возглавил два месяца назад. О реформе главного российско-белорусского медийного ресурса он рассказал обозревателю «СВ»
ЮБИЛЕЙ В НОВОМ СВЕТЕ
- Новое руководство почти всегда значит перемены. Что ждет канал?
- Полный перезапуск. Новое лицо ТРО планируем представить зрителям 25 сентября.
- Почему именно эта дата?
- Во-первых, с сентября у всех каналов после летнего затишья начинается новый сезон. А во-вторых, 25 сентября ТРО исполняется десять лет. Красивая дата, хороший повод для старта нового этапа в жизни союзного телевидения.
Надо отдать должное прежней команде, которую много лет возглавлял известный продюсер, режиссер Игорь Угольников. Когда они начинали, союзного телеканала как такового просто не было. Телерадиовещательная организация имела лишь некое количество эфирного времени на радио и ТВ двух стран. Но такой подход себя не оправдал. В итоге появился отдельный российско-белорусский канал со своей концепцией и технической базой.
Но жизнь не стоит на месте. Существующее ТРО Союза достигло своего потолка. Чтобы ответить на нынешние вызовы - и информационные, и политические, и экономические, - требуется серьезная перезагрузка, мощный рывок.
- Каким видится ТРО после перезапуска?
- Современным, привлекательным, динамичным, взвешенным. При этом мы стремимся - в самом лучшем смысле этого слова - пропагандировать опыт союзного строительства. И еще - это должно быть ТВ, которое хочется смотреть.
Каждый день на российских каналах обсуждают горячие отношения с Украиной, но разве Беларусь для Москвы менее важна?! ТРО - единственный медийный ресурс, который ежедневно и полновесно освещает жизнь Союзного государства, рассказывает о нашей истории и культуре, о нашем общем будущем. У нас есть своя уникальная информационная ниша. И этим надо активно пользоваться.
Однако уровень пока не дотягивает не то что до центральных каналов, но и, скажем, до межгосударственной телерадиокомпании «Мир», главного телеканала СНГ. Мы не собираемся ставить перед собой задачу догнать и перегнать большие каналы. Это бессмысленно, учитывая такой скудный бюджетный паек, как у ТРО. А по уставу мы не имеем права размещать рекламу.
Хотя, мне кажется, было бы вполне логичным у нас в эфире продвигать союзную продукцию. «БелАЗы», «МАЗы», тракторы «Беларус», вкуснейшие мясные и молочные продукты... А союзные санатории и дома отдыха, Беловежская пуща, Браславские озера, агроусадьбы? Это же будет только укреплять союзную экономику, единое туристическое пространство, работать на положительный имидж нашего Союза. Надеюсь в этом вопросе на поддержку депутатов Парламентского Собрания, нашего Постоянного Комитета.
ВОЙДЕМ В КАЖДЫЙ ДОМ
- А какова сегодня аудитория канала?
- Технически - потенциальных зрителей у нас 64 миллиона. Цифра, конечно, приятна глазу и уху. Но ведь в число потенциальных зрителей можно записать вообще всех, кто подключен к цифровому телевидению... Недавно я устанавливал дома новый пакет цифрового ТВ, чтобы там присутствовали белорусские каналы - так каких только названий нет, больше 160: это ж с утра до вечера можно щелкать пультом! В таком телевизионном море найти свою нишу и своего зрителя очень непросто. Нам надо стать реально узнаваемым каналом, с реальной аудиторией.
Сегодня ТРО присутствует во всех крупных национальных сетях в обеих странах. В Беларуси есть социальный пакет телеканалов, за доступ к которым платить не надо. Ставим себе задачу туда попасть. И не просто, как говорится, по блату, а предложив нужный и интересный новый контент. Ведь нам на роду написано быть в соцпакете. Во-первых, ТРО - единственный союзный телересурс (кому ж, как не нам!), а во-вторых, к нашему каналу в Беларуси очень теплое отношение.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как вы лодку назовете…
- Если обновление ТРО идет по всем фронтам, может, и название сменить?
- Это первый вопрос, который мне задают коллеги и друзья. Нынешнее название - ТРО - расшифровывается как «Телевидение ради общества». Но хотелось бы, чтобы человек сразу понимал, что это белорусско-российское телевидение, которое нас сближает, объединяет, просто роднит. Так что ищем яркое, броское слово, которое рождало бы такие ассоциации.
Самое простое, что приходит в голову, - «Союз», но такой канал уже есть в Екатеринбурге, да еще и с представительством в столице. Так что устроим мозговой штурм, и, надеюсь, к сентябрю у нас будет новое название, новый логотип и дизайн. И, безусловно, новый сайт. Без него вообще трудно представить нормальное продвижение канала.
ПЛАНЫ
БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, ИНТЕРЕСНЕЙ
- Как же канал изменится?
- В рамках бюждета у ТРО нет возможностей собственного производства: но это как раз дело обычное, почти все современные телеканалы так или иначе прибегают к аутсорсингу. Вопрос, как партнеры работают, какого качества предлагается продакшн.
Вспомните прошлую неделю: в Санкт-Петербурге проходит встреча президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, и там же случается теракт в метро. Два эти события резко меняют информационную картину дня.
Но мы не могли сразу дать в эфир кадры из Петербурга, потому что так устроена работа компании, которая делает для нас новости: много лет подряд они были заточены на неоперативные сюжеты. Что это за союзный телеканал, если он не может оперативно показать главных ньюсмейкеров Союзного государства?! В этот день мы сильно потрепали друг другу нервы, но добились своего: ближе к вечеру в эфире появились текущие материалы из Питера. И еще позже - отчет о переговорах президентов...
Мы сейчас ведем переговоры с партнерами, которые будут поставлять нам современные, оперативные новости, делать качественную информационно-аналитическую программу по итогам недели. Сетка вещания кардинально обновится: и общественно-политические, публицистические программы, и развлекательная линейка.
- Найдется ли в ней место для того хорошего, что сейчас есть на канале?
- Конечно, лучшее из наработок прежней команды останется: одной из фишек ТРО, к примеру, всегда были интересные документальные фильмы. Сейчас у нас много предложений от людей, которые делают достойную документалку. Мы будем расширять эту линейку, плюс обновим контент для семейного просмотра.
- Будете взаимодействовать с другими союзными СМИ?
- А куда ж нам деваться?! Я и сам возглавлял газету «Союзное вече»: мы все, как говорится, вышли из одной шинели. А если серьезно, то сегодня Союзное государство ставит перед собой задачу - всемерно развивать единое информационное пространство. У нас появится программа «Пресс-клуб» (название пока рабочее) - раз в неделю будем звать журналистов из других союзных СМИ. Очень важно не просто говорить об успехах интеграции, кровных связях между нашими странами. Необходим анализ, в том числе критический, чтобы результативно двигаться вперед.
Справка «СВ»
ТРО - круглосуточный общественный информационно-публицистический телеканал. Его можно смотреть в составе спутниковых пакетов в России и Беларуси, а также онлайн в интернете. Задача ТРО - распространение объективной информации о политической, экономической и социально-культурной жизни Союзного государства.