Дружба города берет
На большой праздник в Беларусь съехались представители породнившихся регионов двух стран
ПЕРЕДОВИКИ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ
49 городов белорусских называют себя побратимами российских. Их представители и гости еще из тридцати регионов дружною толпою приехали 30 - 31 марта в Могилев уже в девятый раз.
Побратимов в наших странах прибавилось. Договор подписали глава Псковского района Псковской области и председатель райисполкома Шарковщинского района Витебской области.
- Для начала таких отношений нам нужно как следует изучить друг друга. Уже выбираем, кто поедет в гости, - рассказал витебчанин Николай Богович. - Очень большой плюс для сотрудничества то, что в Псковской области много выходцев из Беларуси. Даже бывший глава Псковского района - наш земляк.
Первая такая церемония «братания» прошла аж в 1992 году, когда не все еще успели свыкнуться с мыслью, что россияне и белорусы теперь живут в разных странах. Росчерком пера в историю себя вписали Борисов и Подольск. Теперь же встречи породненных городов Беларуси и России проходят каждый год, и прошлую принимал как раз Подольск. Дружбой с соседями там довольны.
- Восемь лет назад заключили с Борисовом договор на прямые поставки, с тех пор школьников кормим только белорусским мясом и молоком, - говорит советник главы администрации города Олег Антонов. - Претензий к качеству ни разу не было, да и цены радуют.
Участники встречи то и дело повторяли слова «народная дипломатия». Еще бы, пока в верхах ведут переговоры и решают споры, «на земле» вопросы сотрудничества решают каждый день.
НЕУЖТО НАМ СОСЕД НЕ ПО КАРМАНУ?
В производственных цехах «Могилевлифтмаша» шумно. Грохочет так, что постоянно тут находиться опасно для здоровья. Токари и фрезеровщики ходят в наушниках и уже будто в совершенстве освоили язык жестов. Участники форума, чтобы слышать своего экскурсовода - главного инженера предприятия Игоря Фролкина - собрались в плотный круг.
- Местные лифты - самый настоящий белорусско-российский продукт, - поясняет главный инженер. - 60 процентов сырья и комплектующих сюда привозят от соседей. Металлопрокат из Липецка и Череповца, цепи из Нижнего Новгорода, подшипники из Вологды, электродвигатели из Владимира, электронные компоненты из Москвы.
На заводе организован полный цикл: от литья металла до сборки готовых лифтов. В каталоге предприятия - 129 базовых моделей, а с учетом модификаций больше тысячи.
- 75 процентов продукции продаем в Россию. Там четыре сборочных производства и два совместных предприятия, - продолжает Игорь Фролкин.
В Могилеве собирают больше 12 тысяч лифтов в год. Если учесть, что примерно в трети многоэтажек России и Беларуси подъемники уже выработали свой срок, работы у предприятия хватит на годы вперед. Только вот беда - белорусские агрегаты далеко не всегда по карману соседям.
- Есть такая народная мудрость - скупой платит дважды. К сожалению, мы ее только подтверждаем. Вынуждены выбирать более дешевое оборудование для многоэтажек, через пять лет оно ломается, покупаем новое - и так по кругу, - говорит глава Волгограда Андрей Косолапов. - А могилевские лифты работают и 20, и 25 лет. Коллеги рассказали, что в Могилеве, если лифт полдня не работает в многоэтажке, это ЧП. А у нас они бывает по полгода сломанные стоят.
ЭХО ВОЙНЫ
Константин Симонов:не забуду июль 41-го и поле под Могилевом
Участники форума посетили мемориальный комплекс «Буйничское поле».
Несмолкаемый огонь немецких зениток, окруженный город, многочасовые бои и страшные потери - первая командировка молодого фронтового корреспондента Константина Симонова выдалась тяжелой. В июле 1941-го его отправили в Могилев, где немецкие войска впервые забуксовали надолго: уже был взят Смоленск, а под Могилевом все еще гремели бои.
Несколько дней Симонов провел вместе с солдатами и ополченцами, защищавшими город. Они укрывались от обстрелов в окопах на Буйничском поле - глубокий ров местные жители вырыли, узнав о приближении нацистов. С лопатами на пустырь за городом пришли и женщины, и дети - все, кто не ушел на фронт.
12 июля во время изматывающего 14-часового боя могилевские ополченцы подбили десятки танков, используя лишь бутылки с зажигательной смесью. Это был первый случай в истории войны, когда журналистам удалось сфотографировать искореженные машины врага - снимки, разошедшиеся по всему Союзу, помогли развеять миф о непобедимости нацистской техники.
Чтобы добраться до подбитых танков, Симонов рискнул и вышел на открытую местность. Для прикрытия ему дали взвод автоматчиков. Из ближайшего леска немцы в любой момент могли открыть огонь, но журналисту повезло. Однако репортаж нужно было еще доставить в Москву. Выбраться из практически окруженного города удалось чудом.
Пережитое произвело на Симонова такое впечатление, что годы спустя он напишет: «У меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, - поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков». Писатель завещал развеять здесь свой прах, и в 1979 году вдова и дети Симонова исполнили его последнюю волю. В память о нем на Буйничском поле установили памятный камень.
На другом конце мемориального комплекса - трофейный немецкий танк PzKpfw III, поднятый несколько лет назад со дна реки Друть. Таких машин и в Германии осталось единицы, поэтому на танк зарились многие. Немецкое правительство пыталась выкупить раритет по-честному. Но получило отказ. А вот бандиты церемониться не привыкли, и в 2003-м на Буйничском поле разыгрался настоящий детектив.
К охране подъехал представительного вида молодой человек, назвался членом съемочной группы и показал документы, по которым танк нужен для съемок фильма. Машину погрузили на платформу и увезли. Документы оказались поддельными, а танк уже ждали на польской границе. Туда воры не доехали считанные километры, когда их нагнала милиция.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
В крынке молоко не киснет
В уникальном этнографическом комплексе можно узнать, как жили в деревнях XIX века.
Больше всего времени гости провели тут на улице мастеров - в ряд выстроились дома кузнеца, плотника, швеи. В каждом из них можно не только купить сувенир на память о поездке, но и своими глазами увидеть, как работали в наших селах двести лет назад.
На полках вдоль стен в мастерской местного гончара рядами выстроились крынки и горшочки. Они у гостей всегда пользуются спросом.
- Когда только начинали тут промысел, поставили эксперимент. Взяли молоко с одного подоя от одной коровы. Половину налили в стеклянную банку, половину в крынку - и убрали в холодильник. То, что было в керамике, простояло не скиснув на сутки больше, - улыбается мастер.
Хоть тут и используют технологии XIX века, но под современные реалии тоже подстраиваются. Если наши предки мастерили сосуды побольше, то теперь крынки не больше литра - чтобы поместились в холодильник.
Есть и совсем маленькие горшочки, из них делают шептуны - гирлянды, которые можно повесить в доме. По традиции, в каждый сосуд хозяйка должна нашептать желание, и оно обязательно сбудется.
В самом конце улицы мастеров стоит сруб, который многих гостей музея привлекает больше всего - дом самогоноварения. Здесь одно из четырех мест в республике, где официально разрешено самостоятельно гнать «огненную воду». Дегустировать местное горячительное нужно с осторожностью, все-таки в нем целых 55 градусов. Зато все натуральное - если несколько капель самогонки растереть в ладонях, почувствуешь запах дрожжей.
МНЕНИЯ
От высоких цен избавят торговые дома
Глава администрации Пскова Игорь Калашников:
- Мы много говорим о едином экономическом пространстве, но на деле у белорусских предприятий практически нет возможности участвовать в российских госзакупках. Я просто не могу рассказать обо всех схемах, которые приходится изобретать. О чем тут можно говорить, когда мы для перинатального центра покупали плитку производства Минского керамического завода в Ярославле.
- В чем здесь проблема?
- Мы сегодня были на предприятии «Могилевлифт-маш». По собственному опыту могу сказать, что его продукция пользуется большим спросом в России, но власти сильно ограничены в возможности их закупать. По закону для нас главный критерий - это стоимость. У нас же сейчас не конкурсы, а только аукционы. И белорусская продукция проигрывает из-за цены, в том числе обслуживания. И за круглым столом мы сколько угодно можем говорить друг другу, что во главу угла нужно ставить качество. Но в Федеральной антимонопольной службе этого аргумента не принимают.
- Как исправить ситуацию?
- Цены, по которым работают белорусские предприятия, вот-вот станут неконкурентными в России. Если закупать автобусы, тракторы или те же лифты у производителя, дорого будет обходиться техобслуживание. Если идти к дилеру, то там сама цена кусается. Уверен, что единственный выход - это развитие сети торговых домов, чтобы завод сам занимался дистрибуцией и техсопровождением своей продукции.
- Готовы к этому российские регионы?
- Могу сказать за Псковскую область. У нас работает свободная экономическая зона Моглино. Там есть земля, подведены все коммуникации - идеальные условия для производства. Каждый раз, когда встречаемся с белорусскими коллегами, они спрашивают, какие условия, как можно стать резидентом, но дальше разговоров дело не идет.
Контакты для будущих контрактов
Мэр Волгограда Андрей Косолапов:
- Сотрудничество с Минском у нас идет по всем фронтам: наука, искусство, образование. Каждый год обмениваемся детскими и молодежными делегациями.
- А экономические связи?
- Они очень прочные, хоть регион и не граничит с республикой. Мясо, молочка, текстиль - это те белорусские товары, которые пользуются спросом у волгоградцев. Отдельно отмечу Минский автозавод, где мы часто покупаем спецтехнику и автобусы.
- Какие возможности даете белорусским производителям?
- Спрос рождает предложение, поэтому раз в сезон устраиваем большую ярмарку с поставщиками из братской республики. И это не считая небольших магазинов, которые у нас есть, как и во многих других городах. Сейчас в Волгограде проходит масштабная зачистка, убираем все сомнительного рода ларьки, чтобы центр города выглядел презентабельно. Но для белорусов место всегда найдется. Люди привыкли к качеству за привлекательную цену.
- Что дают такие встречи?
- Наша задача - нащупать связи, обрасти контактами, чтобы, вернувшись в свои города, подсказать представителям бизнеса, где можно найти партнеров. А иногда и просто отмашку дать. Чего греха таить, у нас иногда предприниматели боятся делать какие-то резкие движения без согласования с властью.