САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Русскую «Ниву» создал белорус

На 76-м году ушел Петр Прусов - конструктор первого народного внедорожника, опередившего свое время

Фото: ТАСС

РОЖДЕННАЯ ВЫПОЛЗАТЬ


Она забиралась в Гималаях на высоту 5728 метров, «прыгала» с парашютом на Северный Полюс и даже более десяти лет «зимовала» в Антарктиде на станции «Беленсгаузен», безотказно бегая по снежному бездорожью при -50 градусах. И даже не чихала... Чудо на четырех колесах, сотворенное гениальным уроженцем Витебщины Петром Прусовым, - автомобиль «Нива».

Петр Прусов внедорожной техникой заболел еще в юности. Родился он 6 января 1942 года в селе Зубки Витебской области. Мальчишкой пахал целину на тракторе ДТ-54. В начале 60-х годов служил механиком-водителем тяжелого танка ИС-2 с минным тралом. Во время разминирования в Алжире подорвался посреди пустыни, его только через несколько дней обнаружил наш вертолет - крови были полные сапоги. Матери уже успели сообщить, что сын погиб при исполнении воинского долга. А земляки, когда он вернулся из армии, прозвали «дважды рожденный».

На ВАЗ он попал, окончив с отличием Запорожский машиностроительный институт. На местном автозаводе талантливому инженеру сулили золотые горы, но Прусов сам попросился, чтобы его распределили в Тольятти. Это был знак судьбы. Иначе никакой бы «Нивы» не было.

ПО ЗАДАНИЮ КОСЫГИНА

Задачу создать легковушку для села перед заводом поставил лично Председатель совета министров СССР Алексей Косыгин. Просил сделать такой вариант «Жигулей», чтобы порхал по колдобинам.

Почти все выпускаемые в мире в то время джипы имели отключаемый передний привод и рамную конструкцию. На ВАЗе решили сделать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов, плюс - комфортабельный салон.
Забавно, но выбор в пользу полного привода конструкторов во главе с Прусовым заставила сделать... технологическая бедность. Поскольку будущий внедорожник надо было производить на том же конвейере, что и все «Жигули». Вот только жигулевские детали трансмиссии не выдерживали перегрузок. Тогда конструктор обратился к опыту коллеги Анатолия Лефарова, который еще в середине 50-х годов создал полноприводный грузовик МАЗ-501.

ОБСКАКАЛА ВСЕ ДЖИПЫ

Сначала идею с полным приводом на ВАЗе восприняли в штыки. Прусов спорил с руководством до хрипоты, грозился уйти из проекта. Но в конце концов  победил.

- Максимально используя уже выпускаемые детали, мы уложились в смехотворную, по меркам мирового автопрома, сумму. Все работы по конструированию и запуску «Нивы» в производство обошлись примерно в 50 миллионов долларов, - говорил позже Прусов.
На испытаниях новинку гоняли в хвост и гриву. Исколесили на ней тысячи километров - от снегов Заполярья до песков Туркмении. В сравнительном заезде по разбитому вдрызг участку полигона в Димитровграде «Нива» обскакала не только серийный «уазик», но и лучшие на тот момент зарубежные внедорожники - «Рейндж-Ровер» и «Ленд-Ровер-88». Там, где заморские гости безнадежно вязли, «Нива» прорывалась.

Пятьдесят первых серийных автомобилей собрали в феврале 1976 года - к очередному съезду КПСС. Стоила она по советским меркам целое состояние - девять тысяч рублей. Почти, как «Волга». И все равно «Ниву» было не достать. 80 процентов вазовских внедорожников уходили за границу, где советский чудо-джип пользовался ажиотажным спросом.

Революционное творение Петра Прусова оказало влияние на производство внедорожников во всем мире.В середине 80-х японцы подарили Прусову рекламный проспект своей будущей модели «Сузуки-Витара» с надписью: «Крестному отцу нашего автомобиля…»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также