«Культура подозрения»: россияне охладевают к технологиям и гаджетам
14 марта в России стартует Исследовательская неделя-2017, посвященная развитию технологий изучения общественного мнения и прогнозирования
Накануне в МИА «Россия сегодня» встретились руководители ведущих социологических и исследовательских центров РФ, чтобы обсудить актуальные тенденции в изучении настоящего и моделирования будущего.
КУЛЬТУРА ПОДОЗРЕНИЯ
- К 2020 году число пользователей интернета в мире превысит пять миллиардов человек. Интернет-трафик к этому времени возрастет в 18 раз. При этом количество устройств, которые будут сопровождать нашу жизнь, достигнет пятидесяти миллиардов, - озвучил показательные цифры генеральный директор компании «ГФК-Русь» Александр Демидов.
Правда, статистику могут «подпортить» россияне: удивительно, но в нашей стране социологи фиксируют противоположные настроения – отстранение части аудитории от новых технологий.
- Нас пугают, что даже высокопоставленным политикам уже небезопасно разговаривать по закрытой линии связи. Возможно, скоро они перейдут на язык жестов, - пошутил президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон. – Этому способствуют новости про Джулиана Асанжа, постоянные утечки «Викиликс». Тем не менее факт: граждане охладевают к новинкам. Я бы назвал этот феномен «культурой подозрения», которая, кстати, свойственна русскому менталитету.
- Если раньше на наш исследовательский вопрос: «Технологии угрожают свободе?», положительно отвечало совсем немного респондентов, то сейчас количество желающих сказать «да» увеличивается с каждым днем, - добавляет Демидов.
И все же вряд ли проникновение технологий в повседневную жизнь можно остановить. В России сейчас более 80 миллионов совершеннолетних граждан пользуются Интернетом, из них 56 миллионов – с помощью планшетов и мобильных устройств. По оценкам «ГФК-Русь», по уровню доступа к современным технологиям Россия находится на 49-м месте в мире (на 1-м – Гонконг).
ЭЛЕКТРОННЫЕ СЛЕДЫ
В будущем социологи обещают не мучить жителей назойливыми звонками.
- Люди устали от анкет, телефонных интервью, - пожаловался генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.
Традиционное социологическое интервью будет уходить. Вместо подробных расспросов исследователи будут задавать один предельно конкретный вопрос. А остальные недостающие данные соберут с помощью чипов и электронных следов, которые мы все оставляем. Приложения отслеживают наши покупки в магазинах, наши поездках, запросы в социальных учреждениях, активность в интернет-поисковиках и т.д. Специальные компьютерные программы способны обрабатывать всевозможные электронные данные, анализировать дополнительную информацию о жизни людей из всех открытых источников, делать довольно точные выводы.
- Идет развитие нейронных машин, которые показывают свое преимущество над человеком, - говорит Валерий Федоров.
Еще одно подспорье социологов – Big Data (Большие данные — совокупность инструментов и методов обработки данных огромных объемов с помощью мощных электронных систем, альтернатива традиционным системам управления базами данных – прим. ред.) В широком смысле о Больших данных говорят как о социально-экономическом феномене, который активно используются учеными во всевозможных целях, в том числе и в политических, например, на выборах.
Развитие новых технологий очень помогает ритейлерам, которые хотят знать как можно больше о потребительских предпочтениях россиян. За такую информацию они готовы платить немалые деньги. По оценкам, в прошлом году на подобные услуги (речь идет о торговле открытыми данными о потребителях) было затрачено около 265 миллионов долларов (правда, это на 165 миллионов долларов меньше, чем в 2013-м, пиковом году).
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров ожидает усиления роли государства в экономике и появления монополии государства на персональные данные граждан, что обусловлено российскими законами.
Справка «СВ»
Российская исследовательская неделя соберет социологов более чем из 10 стран, в том числе Беларуси. Это серия исследовательских и прикладных мастер-классов, конференций, деловых встреч, которые пройдут в Москве и регионах. Центральными событиями недели станут VII Грушинская социологическая конференция (15-16 марта) и единственная в России выставка решений, методик и технологий для маркетинговых исследований Research EXPO в Сокольниках (17 марта).