Классная «РОБОТа»
Минская школа и российский вуз вместе обучают детей собирать умные машины
СВОИМИ РУКАМИ
- Обычно в кружках конструируют робота по шаблону из готового набора, - рассказывает кандидат экономических наук, заместитель директора Минского филиала РЭУ имени Плеханова Николай Горбачев. – Мы от этого сразу отказались. Курс рассчитан на учеников 1 – 4 классов. Преимущество этого возраста – развитая фантазия. Это как раз то, что нужно для технического творчества.
Николай показывает небольшую электронную плату размером с пару спичечных коробков. Это мозг робота. К нему можно присоединять светодиоды, датчики температуры и влажности, электромоторчики и т.д. Детали кружку предоставляет спонсор. Дети сами монтируют почти все узлы. Это довольно просто.
АЛГОРИТМ МАШИНУ ОЖИВИТ
- Ура! Николай Николаевич! А это новый робот?
- Что у него за клешня? Он не щипается?
Дети обступили нас со всех сторон. Подозрительно, но с интересом, рассматривают новую конструкцию. Они пока не умеют собирать такого робота-манипулятора и толком не понимают, для чего он нужен. Преподаватель терпеливо объясняет, что это механическая рука, которая по точно заданным координатам берет со стола карандаш и рисует на бумаге простые фигуры, буквы.
Совсем скоро дети сами смогут освоить эту конструкцию. Но им нужно не только научиться правильно соединять детали, но и логически мыслить, чтобы составить алгоритм действий для робота. Для этого они изучат язык программирования «Скрэтч».
Сегодня ученики тренируются. Создают простейшую компьютерную игру. На экране водолаз, который должен ловить рыбок, появляющихся то здесь, то там. Сценарий можно менять, чтобы у ребенка развивалось креативное мышление.
Курс Николая Горбачева – пока что одна из первых ласточек в столичных школах. Но не за горам то время, когда каждый ученик примерит на себя роль инженера и соберет в своей жизни хотя бы одного робота.
По данным аналитического агентства Technavio, к 2020 году рынок учебных роботов вырастет более чем на 20 процентов. Крупнейшими инвесторами в этой сфере станут США, Южная Корея, Япония и Китай. Беларуси и России отставать от них никак нельзя.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Первооткрыватель из России
Считается, что первый прототип робота собрал российский математик и механик Пафнутий Чебышев. Его шагающий механизм имел успех на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Через 20 лет Никола Тесла сделал радиоуправляемую модель морского судна. Механизмы, похожие на современных роботов, появились в конце 1920-х годов. Они делали простейшие движения по команде человека. В промышленность роботов начали внедрять в 1950-х. Но это были примитивные манипуляторы для обработки или перемещения радиоактивных материалов. Бурное развитие робототехнической отрасли началось только в 1980-х.
Сам же термин «робот» придумал в 1920 году чешский писатель Карел Чапек. «Робота» по-чешски означает – каторга, барщина. Писатель назвал роботом искусственного человека, который делал тяжелую работу за человека настоящего. Потом значение слова немного изменилось. Сейчас робот – «умный» автомат, который действует по заложенной программе.