Память не продается, а передается
Посольство России в Беларуси провело прием для защитников и жителей блокадного Ленинграда
- В живых осталась только одна моя подруга по Ленинграду. Она сейчас в Москве, а я в Беларуси, - рассказала корреспонденту «СВ» председатель Белорусского союза блокадников Ленинграда Мария Ягодницына. – Нашему союзу уже 25 лет. Мы делаем все, чтобы молодежь узнала о тех событиях. Не только рассказываем юному поколению о пережитом, но даже издали книгу воспоминаний «И этой недетской печали нам хватит на тысячу лет». Она не подлежит продаже, потому что память не продается… Вы возьмите, полистайте книгу. Там все написано.
В сборнике не только воспоминания, но и документы. Вот сухие строки медицинского заключения гласят, что дети блокадного Ленинграда пострадали «вплоть до глубокой инвалидности». У всех гормональные нарушения, серьезные проблемы с зубами, генетические «поломки».
На другой странице рецепты блокадной кухни: котлеты из «хряпы» (отходов после уборки капусты), студень из овчарки, студень из столярного клея, лепешки из лебеды…
- Голод был страшный, - рассказывает другая блокадница Горгонья Яржембицкая. – У меня было две старших сестры 1936 и 1934 года рождения. В 1940 родился мальчик. Он умер в блокаду. Но семья это скрывала какое-то время, чтобы получать его норму хлеба. Такое ужасное было время. Страдали от голода, холода и бомбежек. Я родилась уже под конец блокады, но в подсознании осталась память о страшных бомбежках. До сих пор лечу нервы. Родители, конечно, тоже сильно подорвали здоровье. Отец был водителем на дороге жизни. Однажды его машина провалилась по лед. Он выжил, но стали отниматься ноги. После блокады папа прожил недолго, а мама получила вторую группу инвалидности. Зато сколько радости было 9 мая 1945 года! Я тогда была совсем маленькой, но хорошо помню, как весь город бежал на праздник на Дворцовую площадь. Впереди было еще много работы по восстановлению Северной столицы. Ее привели в нормальный вид только в начале 1950-х. Было тяжело, но мы не сдавались. Жили в коммуналках, с соседями не ссорились. Все праздники отмечали за общим столом. Так и прошло мое детство, юность. Потом познакомилась с белорусом, вышла замуж и в 1971 году переехала в Минск.
Кстати на Пискаревском кладбище на севере Санкт-Петербурга есть памятник белорусам - ребятам из ремесленных училищ. Они приехали учиться перед войной. Большинству было по 14 лет. Многие не выжили. Про них хорошо написал Юрий Воронов:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом -
Паспорта.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Посол России в Беларуси Александр Суриков: «Наша независимость – это в том числе заслуга блокадников»
- Мы всегда рады видеть вас в гостях в нашем посольстве, - сказал на приеме Посол России в Беларуси Александр Суриков. – Прошло уже 73 года со дня полного снятия блокады. Все это время народы Беларуси и России не забывают о вашем подвиге, продолжают сопережевать вам. Память о тех страшных событиях сохранится навеки в сердцах наших людей. В жесточайших условиях, в блокированном городе вы выстояли. Вы – ярчайший пример для молодого поколения. Благодаря в том числе и вашему подвигу, сегодня существуют наши суверенные страны: Беларусь и Россия.
Досье «СВ»
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Основные силы агрессора составляли немецкие военные. Им помогали финская армия, испанские добровольцы и военно-морской флот Италии. Кольцо сил противника удалось прорвать 18 января 1943 года, а окончательно блокада была снята 27 января 1944. За это время более 400 тысяч советских военных были убиты или пропали без вести под Ленинградом. Свыше 630 тысяч гражданских умерли от голода, а около 16700 при бомбардировках и артобстрелах.