"Спешить в вопросе о центрах для нелегалов нельзя ни в коем случае"
Союзные парламентарии комментируют введение безвизового режима в Беларуси для 80 стран и строительство в РБ лагерей для мигрантов
Елена Афанасьева, председатель Комиссии Парламентского Собрания по соцполитике, сенатор РФ:
- Спешить в вопросе о центрах для нелегалов нельзя ни в коем случае. Прежде чем делать какие-то выводы, мы должны провести всесторонние консультации с белорусской стороной и выяснить спокойно и дипломатично, насколько белорусы заинтересованы в деньгах Евросоюза и конкретно в этом проекте. Только поняв позицию союзной республики, мы можем делать выводы и принимать соответствующие меры.
Беспокойство России вполне оправдано: ведь у нас открытые границы с Беларусью, и появление лагерей для нелегальных мигрантов может в какой-то мере угрожать безопасности нашей страны.
Если говорить о желании Евросоюза оторвать кого-то от России, это неверно: ЕС считает, что и все уже и так от нас достаточно оторваны.
Сергей Маринин, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, депутат Госдумы РФ:
- Как и в любом государстве, в Беларуси есть мигранты, поэтому остро стоит вопрос места их размещения. В России уже давно есть миграционные центры, а в Беларуси до сих пор содержат в СИЗО людей, ожидающих депортации. Евросоюз выделяет деньги на эти цели. Для Беларуси это позитивный момент. Однако дело в другом: почему переговоры, о которых стало известно только сейчас, проходили закрыто? О чем еще не знает общественность? Какие дополнительные договоренности достигнуты? Пока сложно ответить полностью на эти вопросы.
Франц Клинцевич, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, сенатор РФ:
- С экономической точки зрения этот шаг оправдан. Он поможет белорусам привлечь туристов, которые пусть на пять дней, но смогут свободно приехать в республику. Поверьте, в ней есть где остановиться и что посмотреть: гостиничная инфраструктура на высоком уровне и очень много достойных объектов, представляющих интерес. А Беларусь давно серьезно развивает турбизнес и с этой точки зрения хочет казаться привлекательной страной.
В Союзном государстве нет внутренних границ. Значит, непрошеные гости могут прибыть и в Россию. Не исключено, что среди туристов окажутся те, кто попытается проникнуть к нам отнюдь не с благими намерениями. И если террористические проявления на территории Беларуси маловероятны, то для России угрозы вполне реальны. Такие вещи, на мой взгляд, необходимо согласовывать, чтобы выработать верные решения. Они требуют серьезных консультаций, в том числе в рамках Парламентского Собрания. Если этого не делать, наши взаимные договоренности рискуют быть разбалансированными.
Станислав Зась, Госсекретарь Совета безопасности Беларуси:
- В решении на охрану госграницы определены задачи, которые полностью учитывают особенности складывающейся на внешних рубежах Беларуси обстановки. Одна из них - решение о введении безвизового режима. Это никак не влияет на безопасность и нашего государства, и наших соседей. Потому что практически ничего в плане контроля за прибытием не меняется. Как и раньше, любой гражданин будет проходить проверку паспортов. При этом отсеиваются лица, пребывание которых в нашей стране нежелательно по тем или иным причинам.
На восточной границе российская сторона в одностороннем порядке ввела ограниченный паспортный контроль в отношении иностранных граждан в пунктах пересечения границы между Беларусью и Россией. Это никак не влияет на транзит наших грузов и пассажиров в целом, однако доставляет некоторые неудобства иностранным гражданам, которые теперь вынуждены искать более длинный объездной путь. Но это дело Российской Федерации. Если они считают, что это повышает защищенность их страны, - это их право.
Сергей Гайдукевич, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, депутат РБ:
- Визовые послабления, на которые пошла Беларусь для 80 стран, эксперты оценивают по-разному. Между тем визовые нововведения говорят о том, что Беларусь учитывает свои национальные интересы и не забывает о союзниках. Наши шаги по улучшению отношений с западными странами создают почву для более тесного сотрудничества Евросоюза и ЕАЭС.
Визовые барьеры мешают развитию политического диалога и бизнеса. То, что мы на пять безвизовых дней открываем страну для порядочных людей, на пользу всем.
В Союзном государстве создана хорошая система безопасности, и передвижения граждан и гостей по территории от Бреста до Курил контролируются компетентными структурами. Поэтому разговоры о том, что въехавшие в Беларусь без визы будут стремиться в Россию, сильно преувеличены.
Дискуссию в обществе вызвало сообщение о том, что Беларусь получит от Евросоюза 7 миллионов евро на центры для нелегальных мигрантов. Но ведь речь не просто о мигрантах и беженцах. Эти центры будут строиться на европейские деньги для незаконных мигрантов, которые пробираются в ЕС с территории Беларуси, и высланных обратно. Это строительство - одно из условий подписания между Минском и Брюсселем соглашения по реадмиссии. Построив центры, мы только улучшим общую безопасность Союзного государства.
Николай Улахович, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, депутат РБ:
- Изменение визового режима между Беларусью и другими государствами решает ряд внутриполитических задач республики. В частности, повышает авторитет белорусского государства на международной арене. Можно сказать, что политика открытости позволяет быстрее разрушать те искусственные стереотипы о Беларуси, которые созданы некоторыми европейскими политиками.
Беларусь и Россия - союзники. Поэтому, что хорошо Минску, неплохо и для Москвы. Союзное государство - самый прогрессивный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Вопросы, которые касаются внешней политики и общей безопасности, Беларусь и Россия постоянно координируют. Последствия «безвизового» шага просчитаны не только в Минске, но и в Москве. «Безвизовые» пассажиры будут прибывать к нам только через Национальный аэропорт «Минск». Это позволит правоохранителям отслеживать въездной поток и не должно создать проблем для российской стороны.