Не отрываться от реальных проблем
Эксперты российско-белорусского клуба при газете «СВ» рассуждают об актуальных вопросах союзного строительства
БЕЗ ОБЩИХ ЗАКОНОВ ПРОГРЕСС НЕВОЗМОЖЕН
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала ИМХоклуб.by:
- Парламентское Собрание - это не просто орган согласования интересов национальных законодателей двух стран. Это политическая надстройка, которая существует в Союзном государстве и которой нет в других объединениях постсоветского пространства - ни у СНГ, ни у ЕАЭС.
Зачем она нужна? Для продвинутой юридической и законодательной интеграции. Такой орган необходим как инструмент согласования национальных интересов в законах и юридических формах. Развития без этого быть не может.
К работе Парламентского Собрания нужно подключать экспертные сообщества, чтобы происходил обмен мнениями. Это даст возможность не отрываться от реальных проблем и тем, и другим.
Информационные конфликты вредят отношениям России и Беларуси. СМИ падки на негативную информацию. Выход вижу в том, чтобы вытеснять негативную повестку конструктивом. Компетентные люди, разбирающиеся в проблемах СГ, должны говорить по существу. Для этого пора разрабатывать разумную информационную контрстратегию. Безусловно, для этого нужна площадка, где можно было бы все это озвучивать. Не должно быть монопольных СМИ, специализирующихся исключительно на негативе.
Хотелось бы, чтобы в депутатском корпусе России и Беларуси звучали новые идеи о том, как не утратить динамику интеграции и как это можно закрепить законодательно. Не должно быть ощущения стагнации и усталости.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ВЫВЕШИВАЕМ ФЛАГИ СОЮЗА?
Всеволод Шимов, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Белорусского госуниверситета:
- Хочется верить, что в будущем Парламентское Собрание станет наднациональным парламентом. Пока орган не обладает всеми полномочиями для принятия кардинальных решений.
Союзное государство пока не стало конфедеративным объединением России и Беларуси с унифицированным законодательством, единой валютой и общей внешней политикой. Эти перспективы были обозначены основополагающими документами СГ, они и по сей день остаются актуальными. Поэтому основная функция Парламентского Собрания - работа над формированием общей законодательной базы СГ.
Чисто технически для реализации Союзного государства именно как государственного объединения нет никаких препятствий. В конце концов и Россия, и Беларусь ранее совместно проживали в одном государстве - опыт, которого нет в том же Евросоюзе. Народы очень похожи, существуют в едином культурном и информационном пространстве. Однако противоречия приводят к тому, что страны вязнут в мелочных спорах и «торговых войнах», а интеграция топчется на месте.
Еще у Союзного государства нет яркой символической визуализации. В том же ЕС европейские флаги вывешиваются наравне с национальными.
Также пока отсутствует общее образовательное пространство. С одной стороны, две страны - наследники советской системы образования. С другой - в постсоветский период проводили существенно различающуюся политику в этой сфере. Интеграция не может быть эффективной без согласованных подходов в обучении молодежи, от которой зависит будущность СГ. Необходимо выработать общие подходы в сфере преподавания гуманитарных дисциплин, где противоречия особенно велики, наращивать межвузовское сотрудничество, программы по обмену и систему грантов. То есть все то, чем активно занимается тот же Евросоюз в отношении как России, так и Беларуси, формируя мировоззрение нашей молодежи в своих интересах.
ДЕПУТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМИ ПАТРИОТАМИ
Николай Межевич, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований:
- Такой формат международного сотрудничества, как межпарламентские собрания, хорошо известен в Европе. Например, в скандинавских странах. Москва и Минск тут не первопроходцы.
Сейчас не лучшее время для мировой экономики. Общий кризис отражается и на российско-белорусских отношениях. Для России - это объективная проблема с низкими ценами на нефть, для Беларуси - аналогично с ценами на нефтепродукты, калийные удобрения, древесину и прочее.
Вторая проблема - вопрос не очень прозрачных правил финансовой игры. В глобальной экономике законы, которые действовали до середины 2000-х, окончательно рухнули. А новые не сложились. Соответственно, все государства, в том числе Россия и Беларусь, ищут новые пути развития. Поиск не всегда прост: ищут виноватых - кто кого чем обидел и кто кому завысил цены и тарифы.
Несмотря на то, что Беларусь - унитарное государство, а Россия - федеративное, роль депутатов примерно одинакова. Парламентское Собрание также занимается законодательством. Органы исполнительной власти должны прислушиваться к инициативам союзных парламентариев. Хочется верить, что идеи более сбалансированных экономических отношений России и Беларуси будут восприняты нашими правительствами. Ведь большинство людей искренне поддерживают идею СГ.
В двух странах почти одновременно прошли парламентские перевыборы. Как гражданин России я наблюдал за процессом в Москве, но также был в дни выборов в Беларуси. Поэтому могу сказать, что в новом ПС будут обсуждаться те же вопросы, что и раньше. Просто сейчас уже меньше времени на «раскачку» и раздумья, чем прежде. Депутатами выбраны компетентные люди, патриоты своих стран и общей интеграции.
В качестве серьезных задач я предложил бы программу развития совместного образования - попытку сделать модельные учебники по географии, истории и экономике Союзного государства, которые необходимо включать в общеобразовательный курс школ России и Беларуси.