Хлеборобы вернулись домой
Павильон «Беларусь» на ВДНХ обрел исторический облик. На фронтон над центральным входом вернули скульптурную группу. Средства на воссоздание - пять миллионов российских рублей - выделили из бюджета Союзного государства
Дружно в ряд стоят агроном, доярка, жнец, колхозница и механизатор. Новенькие. Прямо из Минска. Точные копии оригиналов, возвышавшихся здесь с 1954 года, когда павильон открыли в его нынешнем виде (самый первый был деревянным. - Ред.).
- Здание - памятник федерального значения. Требовалось все воссоздать точно так, как было, - рассказал «СВ» директор павильона Геннадий Романенко. - Поэтому за ходом работ жестко следили специалисты Мосгорнаследия. Согласовывали буквально каждый шаг.
- Но внутри все-таки будут изменения?
- Сейчас идет работа над окончательной концепцией. Нужно показать Беларусь во всем ее многообразии. Чтобы каждый, кто к нам зайдет, мог увидеть, что собой представляет страна, кто в ней живет, чем богаты и знамениты. Обязательно представим лучшие виды продукции различных отраслей народного хозяйства. Торговые палатки уберем. Ресторан с национальной кухней появится непременно.
12 мая 2016 года Совет министров СГ принял Постановление о выделении 27 миллионов российских рублей на завершение реконструкции павильона «Беларусь» на ВДНХ.
Разгадка тайны
И жнец, и партизан...
Чтобы восстановить одну из фигур, пришлось устроить целое расследование.
Занимались этим специалисты уникального белорусского предприятия «Белреставрация».
- К сожалению, старые фигуры восстановить невозможно, - рассказал «СВ» заместитель гендиректора Александр Климашонок, руководивший работами. - Их делали в начале пятидесятых годов. Каркас из железной арматуры залили бетоном. При этом сам каркас перед заливкой не законсервировали, тогда еще не было такой технологии. Металл со временем проржавел, и скульптуры стали разрушаться. Когда мы к ним подступились, они были утрачены примерно на 60 процентов - приделай одну руку, через пару лет отвалится другая. Решили делать копии.
- С чего начали?
- Скульптуры на месте тщательно обмерили. Специально ездили на ВДНХ. Высота каждой - 2 метра 15 сантиметров. Снимали мерки вплоть до миллиметра. Изготовили копии сначала в глине, затем по ним сделали гипсовые формы, в которых уже отливались сами скульптуры. Использовали фибробетон - сверхпрочный материал, с добавлением стеклоткани. Крепкий и в то же время пластичный. Минимум лет восемьдесят фигуры простоят.
В Минск приезжали с инспекцией специалисты. Обнаружили, что у одной из новых фигур пропала пуговица на кармане. Вернули пуговицу.
С другой фигурой вышла заминка - оригинал сильно разрушился, обе руки практически отвалились.
- Прямо Венера Милосская?
- В нашем случае - мужской персонаж. Красавец. Но кто он? Никаких исходных документов не сохранилось. Стали выяснять. В архивах да библиотеках наши сотрудники просто прописались. Как вдруг позвонил пожилой москвич и сказал, что знает разгадку - это охотник. Дескать, даже помнит, что руках тот держал шкуру какого-то зверя, кажется, оленя.
Версия интересная. Однако нас взяли сомнения - тематически охотник в сельскую компанию никак не вписывался. В конце концов докопались до истины. Это колхозник, а в руках у него сноп пшеницы.
Не так давно мы реставрировали Несвижский замок, построенный в XVI веке. Так вот по нему исходной информации нашлось больше, чем по этим фигурам! Из-за расследования работы растянулись почти на три года. Зато результат порадовал всех. Модели скульптур в масштабе 1:5 мы недавно возили на реставрационную выставку в Лейпциге, и европейские коллеги дали им высокую оценку.
- Изначально у входа в павильон стояли скульптуры белорусских партизан.
- Они были огромными! Каждая четыре с половиной метра высотой. На мой взгляд, их тоже надо вернуть к жизни. У нас есть исходные материалы, в том числе фотографии, по которым великанов можно воссоздать.
Между прочим, в пятидесятых годах в нишах внутри павильона стояли еще две фигуры - Ленина и Сталина. Но их возвращать вряд ли потребуется. Времена уже не те.