САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Хлеборобы вернулись домой

Павильон «Беларусь» на ВДНХ обрел исторический облик. На фронтон над центральным входом вернули скульптурную группу. Средства на воссоздание - пять миллионов российских рублей - выделили из бюджета Союзного государства

Когда за статуи взялись реставраторы, они были практически разрушены. Теперь на своих местах простоят как минимум восемьдесят лет. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

Дружно в ряд стоят агроном, доярка, жнец, колхозница и механизатор. Новенькие. Прямо из Минска. Точные копии оригиналов, возвышавшихся здесь с 1954 года, когда павильон открыли в его нынешнем виде (самый первый был деревянным. - Ред.).

- Здание - памятник федерального значения. Требовалось все воссоздать точно так, как было, - рассказал «СВ» директор павильона Геннадий Романенко. - Поэтому за ходом работ жестко следили специалисты Мосгорнаследия. Согласовывали буквально каждый шаг.

- Но внутри все-таки будут изменения?

- Сейчас идет работа над окончательной концепцией. Нужно показать Беларусь во всем ее многообразии. Чтобы каждый, кто к нам зайдет, мог увидеть, что собой представляет страна, кто в ней живет, чем богаты и знамениты. Обязательно представим лучшие виды продукции различных отраслей народного хозяйства. Торговые палатки уберем. Ресторан с национальной кухней появится непременно.

Хлеборобы вернулись домой
Изначально под фигурой Мать-Беларусь, венчающей купол, стояла и эта скульптурная группа. Спасти ее не удалось, пришлось делать заново. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

12 мая 2016 года Совет министров СГ принял Постановление о выделении 27 миллионов российских рублей на завершение реконструкции павильона «Беларусь» на ВДНХ.

 

Разгадка тайны


 И жнец, и партизан...

Чтобы восстановить одну из фигур, пришлось устроить целое расследование.

Занимались этим специалисты уникального белорусского предприятия «Белреставрация».

 - К сожалению, старые фигуры восстановить невозможно, - рассказал «СВ» заместитель гендиректора Александр Климашонок, руководивший работами. - Их делали в начале пятидесятых годов. Каркас из железной арматуры залили бетоном. При этом сам каркас перед заливкой не законсервировали, тогда еще не было такой технологии. Металл со временем проржавел, и скульптуры стали разрушаться. Когда мы к ним подступились, они были утрачены примерно на 60 процентов - приделай одну руку, через пару лет отвалится другая. Решили делать копии.

- С чего начали?

- Скульптуры на месте тщательно обмерили. Специально ездили на ВДНХ. Высота каждой - 2 метра 15 сантиметров. Снимали мерки вплоть до миллиметра. Изготовили копии сначала в глине, затем по ним сделали гипсовые формы, в которых уже отливались сами скульптуры. Использовали фибробетон - сверхпрочный материал, с добавлением стеклоткани. Крепкий и в то же время пластичный. Минимум лет восемьдесят фигуры простоят.

В Минск приезжали с инспекцией специалисты. Обнаружили, что у одной из новых фигур пропала пуговица на кармане. Вернули пуговицу.

С другой фигурой вышла заминка - оригинал сильно разрушился, обе руки практически отвалились.

Хлеборобы вернулись домой
Так выглядел предполагаемый "охотник" (на верхнем фото он в центре), когда до него добрались реставраторы. Фото предоставлено ОАО "Белреставрация"

- Прямо Венера Милосская?

- В нашем случае - мужской персонаж. Красавец. Но кто он? Никаких исходных документов не сохранилось. Стали выяснять. В архивах да библиотеках наши сотрудники просто прописались. Как вдруг позвонил пожилой москвич и сказал, что знает разгадку - это охотник. Дескать, даже помнит, что руках тот держал шкуру какого-то зверя, кажется, оленя.

Версия интересная. Однако нас взяли сомнения - тематически охотник в сельскую компанию никак не вписывался. В конце концов докопались до истины. Это колхозник, а в руках у него сноп пшеницы.

Не так давно мы реставрировали Несвижский замок, построенный в XVI веке. Так вот по нему исходной информации нашлось больше, чем по этим фигурам! Из-за расследования работы растянулись почти на три года. Зато результат порадовал всех. Модели скульптур в масштабе 1:5 мы недавно возили на реставрационную выставку в Лейпциге, и европейские коллеги дали им высокую оценку.

- Изначально у входа в павильон стояли скульптуры белорусских партизан.

- Они были огромными! Каждая четыре с половиной метра высотой. На мой взгляд, их тоже надо вернуть к жизни. У нас есть исходные материалы, в том числе фотографии, по которым великанов можно воссоздать.

Между прочим, в пятидесятых годах в нишах внутри павильона стояли еще две фигуры - Ленина и Сталина. Но их возвращать вряд ли потребуется. Времена уже не те.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Польша увеличит численность военных на границе с Беларусью почти в три раза
  2. Лукашенко заслушал доклад председателя Гомельского облисполкома об устранении последствий урагана
  3. Россия и Китай завершили совместные военно-морские учения
  4. Лукашенко: Все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике
  5. МОК опубликовал окончательный список из 15 россиян, которые выступят на ОИ
  6. Эстония, вслед за Латвией и Литвой, запретила въезд автомобилям из Беларуси
  7. Лавров на заседании Совбеза ООН спросил у постпреда США, туда ли она пришла
  8. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  9. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  10. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  11. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  12. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  13. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  14. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  15. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также