САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Клим Салахов

Украинский диспетчер - пилоту «Белавиа»: Не вернетесь в аэропорт - поднимем боевую авиацию

Обнародована расшифровка переговоров между белорусским бортом, выполнявшим рейс из Киева, и украинскими диспетчерами, которые угрозами вынудили его вернуться обратно в «Жуляны»

Мирный лайнер с васильком на ливрее грозились развернуть истребителями. Фото: БЕЛТА

На борту белорусского «Боинга 737-800» находились 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта «Жуляны» в 15.25. В 15.36 за 50 километров до входа в воздушное пространство Беларуси командиру воздушного судна поступило указание от киевского диспетчера о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Удивленному экипажу было объявлено, что в случае неподчинения за ними отправят... военные истребители! Если вспомнить ситуацию со сбитым малазийским «Боингом», то такие заявления не могли не напугать.

В 15.55 белорусский лайнер приземлился в аэропорту «Жуляны».

После посадки с борта воздушного судна правоохранительные органы Украины сняли одного пассажира, из-за которого, как оказалось, и начался весь этот сыр-бор. Правозащитника, российского журналиста, гражданина Армении Армена Мартиросяна. У него якобы пытались найти флешку с какой-то «секретной» информацией.

Тем временем самолет отпустили, и он благополучно долетел до Минска. Позже стало известно, что Мартиросян после обыска улетел в Беларусь следующим рейсом.

И что самое удивительное: если СБУ был нужен Мартиросян, почему они его не задержали еще в аэропорту, где это можно было сделать без шума и пыли?

Видимо просто проворонили и затем, исправляя свою ошибку, пошли на крайние меры.

НОТА ПРОТЕСТА

На следующий день, 22 октября, в Министерство иностранных дел РБ был вызван временный поверенный в делах Украины в Беларуси Валерий Джигун. Ему вручили ноту протеста и потребовали четких объяснений. А «Белавиа» - компенсацию за то, что пришлось гонять туда-сюда самолет. «Белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны», - говорится в документе.

- У нас вызывает удивление позиция украинских партнеров, в отношении которых Беларусь всегда придерживалась добрососедской и дружественной линии, - сказал начальник управления информации МИД Беларуси Дмитрий Мирончик. - Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы сотрудничества по линии силовых структур.

Украинцы стали оправдываться: мол, никакими истребителями народ не пугали.

- Мы попросили вернуть самолет, так как имели обоснованные подозрения. Это касается безопасности, это нормальная мировая практика, - заявила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.

Было бы интересно уточнить: поднимали бы в Киеве истребители, если б это был самолет США или Германии?

Несмотря на благополучное завершение истории, эксперты отрасли дали этому инциденту довольно жесткую оценку.

- Украинский диспетчер нарушил сразу ряд правил международного воздушного кодекса и действовал в стиле какой-нибудь банановой республики, а не государства, уважающего летные законы, - подчеркнул специалист по безопасности полетов, авиаэксперт Александр Романов. - Угрозы поднять истребители против пассажирского лайнера недопустимы в принципе! Произошедшим не может не заинтересоваться Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая в итоге и даст оценку инциденту.

КОММЕНТАРИЙ ПИЛОТА

Виктор Шишло, командир экипажа «Боинга 737-800»:

- Мы общались с диспетчером в секторе Киева на русском языке, и он нам сообщил, что мы обязаны вернуться в «Жуляны». Причин он не назвал, а сказал, что сообщит об этом на земле. И если не выполним команду на возврат, то будут подняты истребители. И мы на основании всех документов, руководящих как международной авиацией, так и нашей авиакомпанией, должны выполнять команды диспетчера. В данном случае мы развернулись и по кратчайшему расстоянию вернулись в «Жуляны». Здесь на первом месте у нас безопасность полетов, и она была соблюдена на сто процентов.
Украина в своем репертуаре: да вы шо - какие истребители? В ответ на это в минувший понедельник «Белавиа» передала агентству «Белта» аудио с бортовых самописцев - переговоры с диспетчерской аэропорта «Жуляны».

ДОСЛОВНО


Хроника разворота 

Диспетчер:
- «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
- Слухаю.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.
Пилот:
- А что случилось такое?
Диспетчер:
- В эфир не могу передать. «Белавиа-840», по прибытии все узнаете.
Пилот:
- Не понял че-то я, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос:
- «Белавиа-840». Это кто информацию передал?
Диспетчер:
- «Белавиа-840», «Украэроцентр».
Пилот:
- А причина какая?
Диспетчер:
- «Белавиа-840», я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот:
- «Жуляны», да?
Диспетчер:
- Так точно, «Жуляны».
Пилот:
- Хорошо, разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.
- Что за ерунда!
- Бред какой-то!
- «Белавиа-840». Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.
- Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight.
АТС (аэронавигационная информация и управление):
- Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero.
Пилот:
- Пипец, блин!
АТС:
- Belavia eight four zero descent for at level one one zero.
Пилот:
- Descent for one one zero eight four zero.
- Check.
Переговоры внутри кабины продолжаются.
- ...(нецензурная брань), не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!
- Бред какой-то вообще, блин!
- Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже «лазду» проходим.
Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот:
- Belavia eight four zero. Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер:
- Belavia eight four zero, уточняем, сейчас… неразборчиво.
Пилот:
- Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно, мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).
- Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.
- Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны.
- Какая-то ерунда, блин!
- Какой курс сказал? 180, да?
- Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.
- Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.
Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:
- Ну, пока сами ничего не знаем.
- Да не знаю.
АТС:
- Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent?
Пилоты:
- А (продолжительное), причину уточнили? «Белавиа» восемь четыре ноль.
- Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь:
- «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
- Да.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот:
- Понятно, возвращаемся.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот:
- Сейчас мы все уточним.
Переговоры внутри кабины:
- Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.
- Ну заходи.
Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.
- Возвращаемся в «Жуляны». Ну не знаю, сказали возвратиться.
- По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.
- Сколько у нас пассажиров?
- Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», принял. Спасибо. Снижайтесь.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Германия передала Украине еще восемь танков Leopard c запчастями
  2. Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов», который состоит из 10 правил поведения иностранцев в РФ
  3. Россия и Беларусь подпишут договор о создании объединенного рынка электроэнергии
  4. В Госдуме обсудили рост цен на бензин
  5. Журова ответила на слова Губерниева о «неспортивной России»
  6. Путин принял решение создать Морскую коллегию России
  7. Правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных
  8. Россияне смогут выбирать, кто будет обслуживать их газовое оборудование
  9. Взрыв прогремел на крупнейшем химическом заводе Германии компании BASF
  10. Литва в сентябре начнет строительство фортификаций на границе с Россией и Беларусью
  11. Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект о внесудебной блокировке треш-стримов
  12. Лукашенко: К юбилею Союзного государства необходимо окунуться в проблемы повседневных дел
  13. Джабаров: Отвратительное впечатление оставило открытие Олимпийских игр в Париже
  14. В ГД одобрили запрет на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах
  15. Более 20 человек пострадали при столкновении поезда и грузовика в Волгоградской области

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также