САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Клим Салахов

Украинский диспетчер - пилоту «Белавиа»: Не вернетесь в аэропорт - поднимем боевую авиацию

Обнародована расшифровка переговоров между белорусским бортом, выполнявшим рейс из Киева, и украинскими диспетчерами, которые угрозами вынудили его вернуться обратно в «Жуляны»

Мирный лайнер с васильком на ливрее грозились развернуть истребителями. Фото: БЕЛТА

На борту белорусского «Боинга 737-800» находились 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта «Жуляны» в 15.25. В 15.36 за 50 километров до входа в воздушное пространство Беларуси командиру воздушного судна поступило указание от киевского диспетчера о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Удивленному экипажу было объявлено, что в случае неподчинения за ними отправят... военные истребители! Если вспомнить ситуацию со сбитым малазийским «Боингом», то такие заявления не могли не напугать.

В 15.55 белорусский лайнер приземлился в аэропорту «Жуляны».

После посадки с борта воздушного судна правоохранительные органы Украины сняли одного пассажира, из-за которого, как оказалось, и начался весь этот сыр-бор. Правозащитника, российского журналиста, гражданина Армении Армена Мартиросяна. У него якобы пытались найти флешку с какой-то «секретной» информацией.

Тем временем самолет отпустили, и он благополучно долетел до Минска. Позже стало известно, что Мартиросян после обыска улетел в Беларусь следующим рейсом.

И что самое удивительное: если СБУ был нужен Мартиросян, почему они его не задержали еще в аэропорту, где это можно было сделать без шума и пыли?

Видимо просто проворонили и затем, исправляя свою ошибку, пошли на крайние меры.

НОТА ПРОТЕСТА

На следующий день, 22 октября, в Министерство иностранных дел РБ был вызван временный поверенный в делах Украины в Беларуси Валерий Джигун. Ему вручили ноту протеста и потребовали четких объяснений. А «Белавиа» - компенсацию за то, что пришлось гонять туда-сюда самолет. «Белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны», - говорится в документе.

- У нас вызывает удивление позиция украинских партнеров, в отношении которых Беларусь всегда придерживалась добрососедской и дружественной линии, - сказал начальник управления информации МИД Беларуси Дмитрий Мирончик. - Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы сотрудничества по линии силовых структур.

Украинцы стали оправдываться: мол, никакими истребителями народ не пугали.

- Мы попросили вернуть самолет, так как имели обоснованные подозрения. Это касается безопасности, это нормальная мировая практика, - заявила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.

Было бы интересно уточнить: поднимали бы в Киеве истребители, если б это был самолет США или Германии?

Несмотря на благополучное завершение истории, эксперты отрасли дали этому инциденту довольно жесткую оценку.

- Украинский диспетчер нарушил сразу ряд правил международного воздушного кодекса и действовал в стиле какой-нибудь банановой республики, а не государства, уважающего летные законы, - подчеркнул специалист по безопасности полетов, авиаэксперт Александр Романов. - Угрозы поднять истребители против пассажирского лайнера недопустимы в принципе! Произошедшим не может не заинтересоваться Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая в итоге и даст оценку инциденту.

КОММЕНТАРИЙ ПИЛОТА

Виктор Шишло, командир экипажа «Боинга 737-800»:

- Мы общались с диспетчером в секторе Киева на русском языке, и он нам сообщил, что мы обязаны вернуться в «Жуляны». Причин он не назвал, а сказал, что сообщит об этом на земле. И если не выполним команду на возврат, то будут подняты истребители. И мы на основании всех документов, руководящих как международной авиацией, так и нашей авиакомпанией, должны выполнять команды диспетчера. В данном случае мы развернулись и по кратчайшему расстоянию вернулись в «Жуляны». Здесь на первом месте у нас безопасность полетов, и она была соблюдена на сто процентов.
Украина в своем репертуаре: да вы шо - какие истребители? В ответ на это в минувший понедельник «Белавиа» передала агентству «Белта» аудио с бортовых самописцев - переговоры с диспетчерской аэропорта «Жуляны».

ДОСЛОВНО


Хроника разворота 

Диспетчер:
- «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
- Слухаю.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.
Пилот:
- А что случилось такое?
Диспетчер:
- В эфир не могу передать. «Белавиа-840», по прибытии все узнаете.
Пилот:
- Не понял че-то я, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос:
- «Белавиа-840». Это кто информацию передал?
Диспетчер:
- «Белавиа-840», «Украэроцентр».
Пилот:
- А причина какая?
Диспетчер:
- «Белавиа-840», я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот:
- «Жуляны», да?
Диспетчер:
- Так точно, «Жуляны».
Пилот:
- Хорошо, разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.
- Что за ерунда!
- Бред какой-то!
- «Белавиа-840». Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.
- Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight.
АТС (аэронавигационная информация и управление):
- Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero.
Пилот:
- Пипец, блин!
АТС:
- Belavia eight four zero descent for at level one one zero.
Пилот:
- Descent for one one zero eight four zero.
- Check.
Переговоры внутри кабины продолжаются.
- ...(нецензурная брань), не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!
- Бред какой-то вообще, блин!
- Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже «лазду» проходим.
Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот:
- Belavia eight four zero. Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер:
- Belavia eight four zero, уточняем, сейчас… неразборчиво.
Пилот:
- Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно, мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).
- Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.
- Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны.
- Какая-то ерунда, блин!
- Какой курс сказал? 180, да?
- Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.
- Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.
Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:
- Ну, пока сами ничего не знаем.
- Да не знаю.
АТС:
- Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent?
Пилоты:
- А (продолжительное), причину уточнили? «Белавиа» восемь четыре ноль.
- Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь:
- «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
- Да.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот:
- Понятно, возвращаемся.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот:
- Сейчас мы все уточним.
Переговоры внутри кабины:
- Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.
- Ну заходи.
Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.
- Возвращаемся в «Жуляны». Ну не знаю, сказали возвратиться.
- По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.
- Сколько у нас пассажиров?
- Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», принял. Спасибо. Снижайтесь.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  2. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»
  3. Госдума РФ приняла закон о единовременной выплате до 10 тысяч рублей из маткапитала
  4. Госдума приняла поправки о наказании за использование гаджетов в зоне СВО
  5. Песков: Слова Кулебы о переговорах идут в унисон с позицией РФ, но важны детали
  6. Лукашенко и Мирзиёев в телефонном разговоре обсудили реализацию совместных договоренностей
  7. В Бундестаге заявили о проблемах с выплатами пенсий из-за антироссийских санкций
  8. Путин: Своей деятельностью на президентском посту Вы снискали большое уважение среди соотечественников
  9. Захарова связала заявления Зеленского об окончании конфликта с ситуацией в США
  10. Пахомов: Установили единообразный подход к определению размера финансовой ответственности застройщика
  11. Александр Лукашенко поздравил Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Днем рождения
  12. Александр Лукашенко проинспектировал ход уборочной кампании в Минском районе
  13. Киев готов вести переговоры с Россией
  14. «Герани» нанесли удар по административному зданию дунайского порта Измаил
  15. Польша призвала не брать Украину в ЕС до урегулирования спора по Волынской резне

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также