«Минская» в стиле хай-тек
Корреспонденты «СВ» побывали на строительстве новой станции московской подземки, которая откроется в декабре этого года.
Рисунок перетекает фрагментами с одной колонны на другую. Во время движения можно увидеть всю картину целиком. ФОТО: stroi.mos.ru
Минская улица - одна из самых оживленных трасс в Москве. В двух шагах парк Победы и площадка военной техники музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Именно здесь силами «ТрансИнжСтроя» сооружается станция «Минская» Калининско-Солнцевской линии. Она улучшит транспортное обслуживание почти 600 тысяч москвичей.
- Станция «Минская» важна, во-первых, потому что она находится возле парка Победы, а там проходит много больших мероприятий. Во-вторых, мы с руководством Российских железных дорог уже договорились сделать здесь платформу, после чего тут появится крупный транспортно-пересадочный узел, который соединит метро и Киевское направление Московcкой железной дороги, - подчеркнул мэр российской столицы Сергей Собянин.
Как говорится, давно пора: до сих пор на Киевском направлении нет ни одной пересадки с жд-поездов на метро, кроме Киевского вокзала.
ЗДЕСЬ ПЛЕСКАЛОСЬ МОРЕ?
Темпы стройки довольно внушительные: первый ковш грунта под будущий котлован экскаватор вынул в феврале 2014-го.
- Работы не останавливаются даже в праздничные и выходные дни. Всего на объекте занято более 500 человек. Станция готова уже на 90 процентов. Сами все увидите, - приглашает нас под землю начальник участка Виктор Кусков, 28-летний выпускник МИСИ, для него эта станция уже третья на личном счету.
По вертикально-крутой лестнице, сваренной из реек стальной арматуры, спускаемся глубже. На профессиональном сленге «Минская» - станция мелкого заложения. Максимальная глубина - 29 метров. Хотя во время раскопок там внезапно нашли… окаменевшие ракушки.
- Наверное, когда-то, миллионы лет назад, здесь плескалось море. Взял себе на память пару штук, - признался Виктор Кусков.
В ГОСТЯХ У БОГА ОГНЯ
Платформа длиной 162 метра почти готова, строители завершают прокладку коммуникаций и отделку интерьера. В конце платформы за колоннами шаманит подземный «бог огня» - сосредоточенный работяга, который с помощью мощной горелки приваривает к цементу перрона ленты черной гидроизоляции. Завораживающе эффектно, как сопло реактивного истребителя, взлетающего на форсаже в сумраке. Вообще «Минская» оказалась крепким орешком - самая сложная станция на этой ветке.
- Главной загвоздкой был насыщенный влагой грунт, - поясняет Виктор Кусков. - Экскаватор землю ковшом зачерпнет, и сразу в этом месте озерцо. Станция расположена прямо под Минской улицей - не развернешься. Даже краны подъемные поставить было негде. Пришлось управляться вручную. Арматуру и опалубку таскали на своих двоих. Бетон обычно заливают автоматически насосом, а у нас такой возможности не было. Поэтому проложили 250-метровую магистраль-бетоновод. Зимой его дополнительно утепляли, пеленая, как куклу, иначе бетон схватился бы намертво. Справились, - улыбается начальник участка.
Платформу выложат крепким сибирским гранитом. ФОТО: Михаил Фролов.
СМЕКАЛКА И МАСТЕРСТВО
Все технологии и материалы, применявшиеся при строительстве, исключительно отечественные. Впрочем, за столько лет, что существует московское метро, накоплен колоссальный опыт. Плюс - инженерная смекалка и мастерство строителей. В двух шагах от «Минской» мемориальная мечеть. Опасались, что из-за стройки грунт поплывет. Строители сработали, как ювелиры - чисто, аккуратно - обошлось.
Еще инженерная уникальность «Минской»: подстанции, откуда электрический ток подается на пути - пришлось разместить подстанцию сверху, вторым этажом.
ПУШКА ВСЕМУ ГОЛОВА
Короткая лесенка вниз - и мы на рельсах. Сразу чувствуется разница температур. Из арки тоннеля, как из трубы, тянет пронизывающим холодом.
Интерьер будущей станции хорошо просматривается. Оформлена «Минская» в стиле хай-тек с преобладанием металлических тонов. На полу - плиты из черного сибирского гранита, на стенах - металлокерамические плиты. Колонны, украшенные изображением военной техники, - под защитой антивандальных стекол. Тема не случайна - рядом, в парке Победы, музей Великой Отечественной войны и постоянная выставка боевой техники. Центр графической композиции - изображение уникального берегового дальнобойного 180 мм орудия из форта «Красная горка» в Кронштадте. Во время войны форт стал ключом обороны Ораниенбаумского плацдарма на ближних подступах к Ленинграду.
АННУ КАРЕНИНУ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
Время от времени доводится слышать, как на какой-нибудь станции на рельсы попал посторонний предмет, а то и человек. На «Минской» это исключено. Для безопасности пассажиров на краях платформы установят тонированные раздвижные перегородки из сверхпрочного стекла высотой три метра. Подъехал поезд - перегородки открылись. Уехал - закрылись. «Анна Каренина» не прорвется.
У станции два вестибюля. Один из них выводит к мемориальной мечети.
Еще одно ноу-хау - световые информационные блоки. Они разместятся на платформе напротив скамей для пассажиров. Не знаешь, как быстрее добраться в нужную точку, присел на скамеечку и по светящейся схеме быстро вычислил кратчайший маршрут. Архитектурное решение станции необычно - стены чуть наклонены, колонны посредине платформы как бы развалены, потолок тоже с наклоном. Сплошная асимметрия, но смотрится выигрышно.
Новое слово в архитектуре
Проект разработали специалисты НИИ «Метрогипротанс» в творческой мастерской, возглавляемой Леонидом Борзенковым, на счету которого уже почти два десятка станций столичной подземки.
- «Минская» - новое слово в архитектуре московского метро. Изначально на этом месте предполагался дополнительный выход к парку Победы. Но уже в процессе проектирования решили создать полноценную станцию, - рассказал «СВ» Леонид Борзенков.
- Строители называют ее сложной.
- Такого объекта у нас еще не было. Кругом многочисленные коммуникации, сложный рельеф с большим уклоном, железнодорожная эстакада. Вокруг - природоохранная зона, работать в которой надо очень бережно. К тому же требовалось сохранить автомобильное движение по Минской улице. Но мы все преодолели.
- В оформлении станции преобладает военная тематика.
- Задача была поставлена изначально. Изображения на колоннах выполнены в суперграфике с фотографий времен Великой Отечественной войны. Причем рисунок перетекает в перспективе с одной колонны на другую. Человек, идя по платформе, как бы движется вдоль изображения. Танки или самолеты - немного банально. А вот пушка, тем более такая героическая, показалась нам интересным решением. К тому же это уникальный экспонат, представленный на площадке военной техники на Поклонной горе.