Драматург Владимир Губарев: Физики учат поэмы Гомера наизусть
ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ
- Со многими писателями, которых упомянули в своих работах ребята, я был хорошо знаком, а с некоторыми даже дружен. К примеру, с Алесем Адамовичем мы сделали очень важную вещь - добились, чтобы дети из Беларуси, Украины и России, пострадавшие от Чернобыльской аварии, ездили на отдых в Испанию.
Тут не раз поднимался вопрос, что такое литература. На мой взгляд, это прежде всего душа. А вот науку я бы назвал разумом человека. Поэтому обязательно должны соединяться наука и литература. Знаю несколько технарей высокого полета, которые знают наизусть всю «Илиаду». Это способствует математическому, физическому мышлению. Именно на литературе воспитывается творчество, в том числе и техническое.
Сегодня прозвучало, что стали мало интересоваться книгами. Но уверяю, что на определенном этапе жизни к человеку приходит одно ощущение: он обязательно захочет читать. И не просто что-то, а первоклассную литературу. Я считаю, что если человек за всю жизнь не осилил два или три раза «Войну и мир», он уйдет из этого мира ущербным. Первый раз это произведение проходят в школе. Но после тридцати пяти, когда ты подзабываешь классику, перечитываешь - и вдруг понимаешь, что это совсем другое произведение. А когда вам за семьдесят, как мне, то у тебя остается совсем другое послевкусие, чем в 35 лет. Я недавно перечитал «Войну и мир» и понял, что роман глубже, он совсем о другом, чем нам говорили в школе. Вот в этом мощь всей литературы.
Ребята в своих работах поднимали вопрос войны. Я не делю литературу на русскую, белорусскую и украинскую. Она общая. И это условное разграничение пройдет со временем. Война достаточно хорошо представлена в нашей литературе. Начиная от Симонова, Адамовича, Быкова, тут можно бесконечно перечислять.
Но очень плохо в литературе представлена послевоенная ситуация. А если мы будем говорить, что движет и двигало Беларусью, как страна из разрушенной, послевоенной, превратилась в одну из передовых - в центр научно-технического прогресса, то это будет правильный подход.
В Беларуси за последние 25 лет произошло, на мой взгляд, очень важное событие. Это строительство библиотеки на проспекте Независимости. Честно говоря, я горжусь, когда приезжаю в Минск, что в ней есть любые книги. Поэтому не беспокойтесь, что мало читают. Все будет нормально, пока есть интеллигенция в России, Беларуси, на Украине. Этим мы, славяне, отличаемся от всего мира. Это душа, а душу выбросить и забыть нельзя.
МНЕНИЕ ПРОФЕССОРА
Сотрудник кафедры методологии преподавания литературы Московского педагогического государственного университета Сергей Зинин: Нет хорошего автора без хорошего читателя
- Мое внимание сразу привлекло название конкурса #СилаСлова - слитное написание слов. И это не ошибка орфографическая, а некий словообраз, в котором присутствует элемент творчества. Этот стык нормативных требований и личностных устремлений, он очень важен, на этом стыке и рождается интересный, красивый, яркий урок.
Технологиями не все измеряется, есть еще человеческое измерение урока, предмета. Вспомните, как говорила Цветаева: «Без читателя меня нет». И как раз один из путей преодоления этой страшной проблемы нечтения, с моей точки зрения, - это сила слова и образ самого учителя, который любит свой предмет. А любовь увлекает. Если нет у школьника встреч с текстом, нужен посредник между ним и произведением, духовный проводник, а именно педагог.
Слезинки, выступающие у детей на глазах, о чем рассказывали финалисты конкурса, это не достижение технологий и умелого использования мультимедиа, кластеров, синквейнов и прочего, а виртуозное владение словом, эмоциями, духовная составляющая урока. Это есть результат блистательной работы педагога.
Я занимаюсь итоговыми контрольными по литературе. Понимаете, суть нашей работы не в том, чтобы подготовить детей к ЕГЭ и они знали правильные ответы на экзаменах. Нет! Достойный результат Мастера, учителя случается тогда, когда у ребенка случилось осмысление литературы на бытовом уровне.
взгляд писателя
СОВЕТ РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак: Нельзя загружать учеников «вагонами» информации
- Наш музей активно сотрудничает с белорусскими коллегами, в частности, с Государственным литературным музеем имени Янки Купалы. И эту дружбу мы будем продолжать.
Я бы хотел предложить больше использовать музейный ресурс на уроках русского языка и литературы. Это даст возможность не просто прочитать произведение, а прочувствовать его суть и атмосферу. Например, побывать в доме, где жил и творил классик, а потом в произведении увидеть отражение этой обстановки.
Сегодня говорили, что молодое поколение утратило интерес к литературным ценностям, но просто литература не всегда выдерживает конкуренцию с современными визуальными средствами культуры. А нужен их синтез. Надо быть готовым к тому, что литература как искусство перейдет в новое качество. Наша задача - приучить детей любить литературу с помощью новых носителей. И тогда ученик на протяжении своей жизни будет возвращаться к «Войне и миру». Если же ученика пичкать непосильными объемами информации, мы можем навсегда подорвать вкус к классике.