Лучший учитель литературы Союзного государства: И для бунтарей интересные книги найдутся!
Филолог Наталья Гресь из школы №12 белорусского города Лиды стала победителем конкурса на самый успешный урок литературы «#СилаСлова»
Четыре месяца больше сотни молодых преподавателей литературы из Беларуси и России соревновались в умении найти подход к своим воспитанникам при помощи русской и белорусской литературы. В Москву пригласили лучших из лучших - по пять учителей из каждой страны. Победительницей стала Наталья Гресь.
- Чем смогли удивить взыскательное жюри?
- Из предложенных заданий выбрала тему «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей». Урок посвятила сравнительному анализу произведений Михаила Шолохова и Василя Быкова.
- Молодежь сегодня знает о войне? Интересуются историей?
- Наблюдается спад патриотизма. Интерес больше к материальному, чем к духовному. Одиннадцатиклассники по натуре бунтари, они не всегда хотят читать, литературу по программе. Я им предлагаю для дополнительного чтения повесть Быкова «В тумане», которая гораздо сложнее текстов из школьной хрестоматии. Это произведение позволяет понять, что не все было так однозначно. Что судьба мирных жителей была порой тяжелее, чем у людей на фронте.
- Поделитесь секретом: как заставить этих бунтарей, тинейджеров читать классическую литературу?
- Всегда, когда прихожу в новый класс, даю детям анкеты. Среди вопросов - любимые книги, фильмы, музыка. Из ответов многое становится понятно. Многие ставят прочерк. Или называют произведения из школьной программы. В поле интересов попадает и современная модная литература - Чарльз Паланик, например. Поэтому моя задача выбрать формы подачи урока. Приходится конкурировать с другими источниками получения информации, такими как новостные порталы, видеоблоги. От этого никуда не деться, поэтому приходится привлекать новые средства визуализации.
- Пелевин, Акунин, Толстая - это все-таки не Бунин, не Булгаков, не Горький. Нет ощущения, что идет деградация литературной культуры? Может поэтому у молодежи и пропадает интерес к чтению?
- Думаю, вы не правы. Должно пройти какое-то время, и после того как произойдет переосмысление, будет понятно, кто встанет на одну полку с классиками.
- В российских школах все меньше пишут сочинения. А в Беларуси?
- Еще как пишут! Более того, если раньше дети сдавали после одиннадцатого класса изложение, то сейчас будут готовить сочинение на одну из предложенных тем. Но с этим дело обстоит сложно. Ребята не умеют грамотно выражать свои мысли. Они привыкли писать кратко и емко, почти как в СМС. Мы должны научить их правильно излагать мысли.
ПО-МУЖСКИ
У учителя не только женское лицо
Единственным мужчиной среди десяти финалистов оказался Николай Пронев из сочинской школы №53.
На вопрос о том, почему он пошел преподавать, молодой учитель отвечает девизом десантников: «Никто кроме нас!» Хотя могла сложиться у Николая и другая карьера. Он вырос в семье полковника как раз десантной дивизии в Пскове, учился в Санкт-Петербурге, а в Сочи уехал вместе с супругой.
- Захотелось жить там, где тепло, солнце и море, - говорит Николай.
На юге он работает с детьми, отличающимися от тех, среди которых вырос будущий учитель – и темпераментом, и национальностью, и традициями. Даже русский язык для части из них не родной.
- Поначалу это сложно. Но когда получается по-настоящему увлечь ребят какой-то темой, то все эти различия уходят сами собой, - делится опытом Пронев.
Молодой педагог уверен, что дети стали мало читать, потому что в нашем обществе сложилась настоящая культура «гипноза гаджетов».
- Намного проще бездумно водить мышкой, чем размышлять над прочитанным. При этом в самих гаджетах ничего плохого нет. Это мощный источник информации и впечатлений, - уверен учитель.
Вот и старается Николай Пронев научить школьников применять современные технологии в благих целях. Сочинения ему присылают по электронной почте, а традиционный отзыв о прочитанной книге можно заменить видеоблогом. А еще ребята ведут в соцсетях аккаунты от имен поэтов и писателей, выкладывают туда отрывки из их произведений и дневниковые записи.
Для участия в конкурсе «#СилаСлова» Николай выбрал тему «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей».
- Я увидел, что передо мной и моими учениками стоит задача: найти ответ, что является фундаментом для души и державы. В ходе урока мы пришли к общему выводу – главной опорой является память. А эквивалентами памяти являются литература и произведения искусства, - говорит Николай Пронев.
КИНОУРОК
«72 часа» от Николая Расторгуева
Фильм лидера группы «Любэ» будут использовать в учебных целях.
Чтобы заинтересовать учеников, педагоги все чаще показывают им экранизации классики. А теперь и сами педагоги стали зрителями: специально для них провели презентацию фильма «72 часа». Продюсерами картины выступил певец Николай Расторгуев. На вопросы финалистов конкурса отвечала съемочная группа картины вместе с режиссером Кирой Ангелиной.
Сюжет фильма переносит нас в городок Ставрово Калужской области. Из-за своего положения и крупных транспортных развязок немцам он нужен в качестве плацдарма для наступления на Москву. Главные герои выбирают разные пути: один уходит в партизанский отряд, второй начинает сотрудничать с немцами.
- Мы представляли фильм в городе, где произошли события, легшие в его основу. Самое удивительное, что картину показывали в том же зале Дома Культуры, где проходил суд над Дмитрием Ивановским - главным предателем, который по указанию оккупантов пытал и убивал своих соотечественников, знакомых, бывших одноклассников. На премьере в зале были люди, присутствовавшие на том суде в реальности. Конечно, это было очень трепетно и волнительно. Мы чувствовали определенную ответственность перед ними, - рассказала Кира Ангелина.
Учителям картина понравилась.
- Очень сильный фильм – трогает эмоционально. Покажу детям, и буду использовать в обучающих целях. Он демонстрирует правду, показывает, насколько все условно, проводя хрупкую грань между предательством и героизмом, - поделилась впечатлениями преподаватель новосибирского лицея №22 «Надежда Сибири» Ольга Салищева.