На ВДНХ открылась экспозиция, посвященная памяти жертв трагедии в Хатыни
Благодаря выставке посетители смогут увидеть Великую Отечественную войну глазами детей, которые стали свидетелями и жертвами зверств фашистов
Выставка на ВДНХ в павильоне № 18 «Республика Беларусь» была подготовлена к 70-летию победы в Великой Отечественной войне республиканским фондом «Культурное наследие и современность». Ее привезли из Беларуси, где она успела побывать в Минске, Могилеве и Бресте. Собрание экспонатов представляет собой около двадцати плакатов; главная цель проекта - поведать не сухие факты о произошедших в Беларуси трагедиях, а рассказать историю словами тех, кто лично находился внутри горящих зданий, принимал участие в партизанских вылазках и работал в немецких лагерях.
На стендах посетители белорусского павильона могут не только прочесть личные истории свидетелей трагедии, но и увидеть военные протоколы, акты, приказы, газеты и многое другое. Однако более всего посетителей павильона заинтересовали те стенды, на которых рассказывались истории выживших в трагедии, произошедшей в Хатыни.
Трагедия из первых уст
Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области — была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года. В день трагедии неподалеку от Хатыни партизаны обстреляли автоколонну фашистов, в результате чего был убит немецкий офицер. В ответ на это фашисты окружили деревню и согнали в один сарай всех ее жителей и подожгли его. Тех же, кто пытался бежать из охваченного пламенем здания, расстреливали из автоматов и пулеметов. Тогда погибли 149 человек, 75 из которых были детьми до 16 лет. Но шести жителям удалось спастись и избежать участи своих односельчан. Трое детей – Володя и Соня Яскевичи и Саша Желобкович – смогли скрыться от нацистов, а среди тех, кто находился внутри горящего сарая, выжили два ребенка – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Спасся и один из взрослых жителей деревни – 56-летний Иосиф Каминский. Один из стендов экспозиции посвящен именно тем, кто выжил в этой страшной расправе и своими словами рассказал о зверствах немецких оккупантов.
«Чтобы как-то спастись от огня, я отполз незамеченным карателями на несколько метров в сторону и продолжал бездвижно лежать до тех пор, пока не прекратилась стрельба,- рассказывает свою историю с одного из плакатов Виктор Желобкович, - Если бы была такая возможность, я бы бросился в огонь, в котором погибли мой отец, братья и сестра».
«Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, - говорится в фрагменте протокола допроса Иосифа Каминского. - Убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе словно волны, лилась кровь из раненых и убитых… Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам … позвал меня к себе, вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «А жива ли мама?» - и тут же скончался».
Особое место в выставке занимает тема работы детей в Германии и концлагерях. На данных стендах представлены личные истории четырех представителей поколения "дети войны", которым пришлось в принудительном порядке работать на немецких фашистов. Помимо ужасающих фактов, рассказанных детскими словами, посетители смогут увидеть то, в каких условиях приходилось работать белорусским пленным.
На экспозиции в белорусском павильоне на ВДНХ
Справка
Во время военных действий в Беларуси были уничтожено более 2 млн. 200 тыс. мирных жителей и военнопленных (погиб каждый третий белорус), 380 тыс. человек оккупанты вывезли на каторжные работы в Германии.
На территории республики гитлеровцы создали более 260 лагерей смерти. Самые крупные из них построили в районе Немиги — около 80 тыс. человек, лагерь смерти Малый Тростенец — более 200 тыс., у деревни Масюковщина — 80 тыс., около станции Лесная Барановичского района — более 88 тыс., в районе Полоцка — около 150 тыс., в Витебске — также около 150 тыс. человек, в Гомеле — около 100 тыс., в Пинске — около 60 тыс., в Могилеве — более 70 тыс. человек.
С 1941года по 1945 года с немецкими оккупантами сражались более 300 тысяч партизанов.