На «фанере» в тыл врага
На бесшумном «кукурузнике» По-2 летали легендарные «ночные ведьмы»
Созданный знаменитым конструктором Николаем Поликарповым как «крылатая парта» для курсантов школ ВВС, с началом войны По-2 был призван в действующую армию. Предельно простой в управлении, «кукурузник» прощал ошибки в пилотировании даже неопытным летунам.
Небольшая скорость полета - чуть больше 100 км/ч - делала «рус фанер» крайне неудобной целью для немецких истребителей. Они просто проскакивали мимо тихоходного, но верткого биплана, но сами сбросить скорость не могли, рискуя кувырнуться в штопор.
Уникальный воздушный универсал, По-2 тянул фронтовую лямку во многих ипостасях сразу - артиллерийский корректировщик, связной самолет, перевозчик тяжелораненых, партизанский разведчик. И коронная роль - ночной бомбардировщик. В кромешной темноте, когда его крылатые собратья сидели на приколе, для По-2 начиналась самая работа. Загружался фугасными бомбами и - вперед.
Борис Вдовенко/РИА Новости
На «мягких лапах», приглушив моторы, летчики-ночники подкрадывалась неслышимые и невидимые к вражеским позициям и на бреющем полете метко сгружали смертоносный груз на педантично спавших немцев. И так же тихо растворялись в ночи.
На По-2 сражалось более сотни бомбардировочных полков. Из них женским был только один. Но именно ему - уж так получилось - досталась вся слава. 46-й Таманский гвардейский ночной бомбардировочный полк бил врага под Сталинградом и на Кавказе, освобождал Новороссийск и Севастополь, участвовал в операции «Багратион», войну закончил на Одере.
Одним из штурманов славного полка была уроженка Гомеля Галина Докутович. Судьба хранила Галю в воздухе, беда случилась на земле. Вернувшись из очередного вылета, она перед новым полетом прилегла отдохнуть рядом с самолетом прямо на травку. И грузовик, везший к самолету бомбы, ее не заметил. Ночь… Повреждение позвоночника. Пять месяцев госпиталя. Долечиваться ее направили в санаторий, откуда летчица просто сбежала.
«К черту, к черту санаторий! Мне стыдно, что я живу здесь в праздности, когда идет война», - запишет она в своем дневнике. И вернулась в полк.
Погибла 1 августа 1943 года. К тому моменту на ее счету было свыше 120 боевых вылетов.
Егор Родионов