САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

По берлинской мостовой ГАЗ промчался удалой

Белорусский шофер Павел Михайлов уехал на «родимом» воевать и на нем же вернулся домой

Неказистый грузовичок перевез за войну миллионы тонн грузов. Фото: Виталий Аньков: РИА Новости

Ниточка жизни

В одном из залов минского Музея истории Великой Отечественной войны стоит полуторка с удивительной судьбой. Машину завещал музею Павел Яковлевич Михайлов, шофер-фронтовик, проехавший на ней по огненным дорогам, едва ли не с первого дня войны и до самого Берлина.

Со своей боевой четырехколесной подругой он познакомился еще до вой-ны. Работал на ней в родном колхозе в Витебской области. Когда началась война, добровольцем пришел в военкомат. Шоферы в армии нужны всегда позарез. Но даже военком удивился, когда новобранец вдруг предложил: «Давайте я на своей машине пойду в армию». - «А колхоз отпустит? Не тебя - машину?» - переспросил недоуменно военком. - «Отпустит, отпустит, - закивал убедительно Михайлов. - Председатель - мужик понимающий».

Председатель дал «добро». «Береги родимую и сам живой возвращайся», - пожал руку и обнял уезжавшего воевать земляка.

Суп с болтами

По фронтовым маршрутам Павла Михайлова можно изучать историю войны. Смоленское сражение. Битва за Москву. Особая страница - Дорога жизни в блокадный Ленинград. Во фронтовых сводках эта ниточка, петлявшая по льду Ладожского озера, значилась как трасса №101. Миллионам людей она спасла жизнь. В тяжелейших условиях, в лютый мороз, под постоянными обстрелами, рискуя жизнью, водители совершали по несколько челночных рейсов в сутки, доставляя в осажденный город продовольствие, топливо и боеприпасы.

Самые опасные - ночные рейсы. Колонны груженных доверху грузовиков шли в темноте с потушенными фарами, ориентируясь по воткнутым в сугробы вешкам и фонарям девушек-регулировщиц. За сутки водитель должен был сделать два рейса. Но большинство делало больше - ленинградцам нужен был хлеб. После войны Павел Яковлевич рассказывал, как изможденные шоферы, и он в том числе, чтобы не уснуть в дороге, подвешивали над головой в кабине пустой котелок, в который кидали несколько гаек или болтов. Скрежещущий звук пробирал до печенок, и сон убегал.

Днем над Дорогой жизни то и дело шныряли «мессершмиты». Однажды на глазах у Михайлова два немецких стервятника атаковали шедшую впереди полуторку, в которой везли мандарины для детей блокадного города. Пулеметные очереди хлестанули по кабине, ранив водителя в руку. Михайлов выскочил из кабины, помог товарищу перевязать рану, и тот продолжил путь, управляясь с баранкой одной рукой.

Там же, на Дороге жизни, Павел Михайлов встретился с Жуковым. Будущий маршал Победы спросил у шофера, сколько тот сменил машин. «На одной воюю с сорок первого»,  - отчеканил Михайлов. «Если останешься жив и машину сохранишь, езжай на ней домой. Скажи, так Жуков приказал».

Слова маршала оказались пророческими. До Берлина доехал отважный шофер на своей полуторке. Сам чинил, латал дырки от пуль и осколков. После Победы вернулся за ее рулем в родные края. Работал шофером в колхозе. А после смерти завещал передать ее в минский Музей истории Великой Отечественной войны.

Однажды в середине девяностых заслуженная «старушка» тряхнула стариной - пронеслась с ветерком по фронтовой дорожке на съемках фильма «В августе 1944-го…» Доказала, что ветераны душой не стареют. Даже четырехколесные.


Русская внучка дедушки «Форда»
Легендарная полуторка стала суперзвездой военных дорог.


Американский след

Фронтовые шоферы ценили машину за поистине вездеходную проходимость. Российская распутица, в которой намертво вязли навороченные немецкие «Хорьхи» и «Мерседесы», для полуторки - родная стихия.

Тужилась, пыжилась, но вывозила, родимая, из любого дорожного месива, напоминавшего зачастую непролазное болото. Надежный мотор работал практически на любом топливе, даже на керосине и спирте.

В девичестве полуторка - чистокровная американка. Шустрая внучка дедушки «Форда». Выпуск грузовиков грузоподъемностью полторы тонны (отсюда русское название) начался в Горьком в 1928 году с отверточной сборки из американских деталей. Но уже через пять лет производство стало полностью отечественным.

Основным заказчиком был Наркомат обороны. 22 июня 1941 года в частях Красной Армии насчитывалась 151 тысяча полуторок. В первые месяцы гитлеровского вторжения автопарк РККА понес огромный урон. Счет потерь шел на десятки тысяч машин.

По берлинской мостовой ГАЗ промчался удалой

Утерли бампер "Мерседесам" и "Порше" - новая машина сходит с конвейера. Фотохроника ТАСС

Погоны на капоте

Останки одной из разбитых тем страшным летом машин поисковики обнаружили в лесу под Смоленском. Запищал металлодетектор. Стали копать. На метровой глубине - рама, части кузова, кабина. Метрах в двадцати нашелся и двигатель.

Руки человеческие и память о подвиге дедов и прадедов творят чудеса. 75 лет назад полуторку разметало взрывом на куски. А сегодня вот она - словно только с конвейера, стоит в коллекции одного из клубов автореставрации в Москве.

- К нам она попала грудой ржавого железа, - рассказывает Кирилл Степцов. - Из имевшихся частей собрали что-то вроде макета. Оценили, что удастся восстановить, а что придется сделать заново. Даже двигатель отремонтировали до рабочего состояния. Сам по себе движок у полуторки очень простой, ничего мудреного. На фронте шоферы сами меняли какие-то детали из запаски и ехали дальше. Запускался с полоборота. Правда, это приходилось делать с помощью ручного стартера - этакой кочерги. Рабочий аккумулятор на фронте был дефицитом.

Грубый фронтовой прагматизм

С разрешения Кирилла забираюсь в кабину. Обстановка внутри самая спартанская. Никаких излишеств. На шкале минимум приборов. И довольно тесновато. Руль практически трет по коленкам. Живот, который, правда, у меня великоват чуть-чуть, упирается в баранку. Сиденье деревянное, покрытое дерматином. Жестковато однако.

А ведь фронтовым шоферам приходилось гонять машины за десятки, а порой и сотни километров в тыл за боеприпасами. И не по шоссе, а по проселочным колдобинам. Ох-е, поежился я, представив себя на их месте.

- На самом деле ничего ужасного, - возразил мне Кирилл. - Груженая полуторка идет довольно мягко даже по проселку. Порожняком, да, прыгает, но…терпимо.

- Как смотрелась полуторка на фоне немецких грузовиков? У нас ведь любят с издевкой сравнивать «Мерседес» и «Жигули»?

На войне совершенно иные критерии. Грубый прагматизм в условиях фронта, как правило, брал верх над высоким инженерным искусством, - философски изрек мой собеседник. - Бесспорно, разработчики немецких грузовиков, имели больше опыта, чем инженеры «ГАЗа». Но важнее было не соперничество конструкторских идей, а практический результат. Немецкому шоферу починить свою машину в полевых условиях было почти невозможно. Особенно - двигатель. И часто машины бросали. Простота и неприхотливость полуторки - ее главные преимущества. Советским конструкторам удалось создать идеальный грузовик-солдат, который доехал до Берлина, мимо разбитых и брошенных на фронтовых обочинах «Хорьхов» и «Мерседесов». Истину эту невозможно оспорить.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минобороны: ВС РФ прошедшей ночью уничтожили 57 украинских БПЛА
  2. Владимир Путин и Дональд Трамп обсудили конфликт на Украине и нормализацию отношений
  3. Законопроект о запрете проведения ЛГБТ-парадов* в стране принял парламент Венгрии
  4. При попытке сбежать в Беларусь задержали недоюмориста Артемия Останина
  5. Вячеслав Володин: Министерства должны активнее вносить свои предложения в Госдуму, опираясь на правоприменительную практику
  6. Законопроект о защите граждан от кибермошенничества поддержан в Госдуме
  7. Владимир Путин выступил на пленарном заседании съезда РСПП
  8. В Госдуме принят законопроект, направленный на совершенствование подготовки педагогических кадров
  9. Александр Лукашенко подписал указ «О страховании»
  10. В Госдуме открылась выставка «Сколково: 15 лет инноваций»
  11. Порядок поступления в вузы для учащихся колледжей уточняется
  12. Вячеслав Володин: Наша земля России богата своими людьми, которые всегда придут на помощь и сделают все, чтобы защитить мирных граждан
  13. В трех регионах России принят закон об особом порядке ГИА
  14. Александр Лукашенко заслушал доклад министра иностранных дел Беларуси
  15. Александр Лукашенко рассказал о договоренностях с Россией по нефти и газу

Парламентское Собрание

«Упрощенка» для девятиклассников

Вячеслав Володин назвал три региона РФ с новым порядком экзамена ГИА-9

Политика

Президенты России и США договорились не только о путях по урегулированию мировых конфликтов, но даже о хоккейном матче

Во время длившихся 2 часа 28 минут телефонных переговоров Владимир Путин и Дональд Трамп достигли договорённостей по многим вопросам, касающимся конфликта на Украине, взаимоотношений России и США, глобальных мировых проблем и не только. О подробностях разговора рассказали на сайте Президента России 

МНЕНИЯ

Верните мне свободу

Анатолий Заусайлов

Французы покусились на один из главных символов США

Сбежали, прикарманив государственные деньги

Андрей Удальцов

Как харьковские танкостроители во время войны «спасались» от эвакуации с заводом на Урал

"Фюрер" Зеленский и его деревянные солдаты

Валерий Чумаков

Просроченный президент Незалежней подвёл итог «победной» Курской операции

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также